|
|
N°102, 14 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По баллистической траектории
Джордж Буш посещает только те страны Европы, где его понимают
Президент США Джордж Буш остался доволен реакцией союзников по НАТО на американские планы противоракетной обороны. После активных консультаций с главами правительств на неформальном саммите НАТО в Брюсселе Буш заявил о «хорошем прогрессе» в деле убеждения европейских союзников в необходимости противоракетного щита. «Я думаю, что люди становятся на нашу сторону», -- заявил он.
Проблема ПРО стала главной темой европейского дебюта Буша. Пока из стран, входящих в Альянс, однозначную поддержку этому плану выразили лишь Великобритания, Венгрия, Италия, Испания и Польша. Маршрут американского лидера был составлен таким образом, чтобы страны-скептики остались в стороне. Позиция Франции и Германии была вновь подтверждена во время встречи в Брюсселе. Жак Ширак выступил за сохранение стратегического баланса и Договора по ПРО 1972 года, призвав Запад бороться не с последствиями ракетно-ядерного распространения, а с его причинами. Канцлер Шредер позволил себе усомниться в технической реализуемости американского плана, напомнив о необходимости привлечь к обсуждению Россию и Китай. Дабы избежать неприятных разговоров, Буш решил ехать туда, где ему будут заведомо рады, -- например в Польшу или в мечтающую о членстве в НАТО Словению.
Первой страной стала Испания, где председатель правительства Хосе Мариа Аснар с большим сочувствием выслушал заявление Буша о том, что Договор по ПРО 1972 года является «пережитком прошлого». «Он не дает свободолюбивым людям двигаться в будущее», -- пояснил президент США. Еще страдающий от комплекса вины за франкистский тоталитаризм Мадрид был рад возможности подтвердить свою солидарность со «свободолюбивыми людьми». В ответ на комплименты в адрес испанских союзников Аснар сказал, что еще никем не доказано, что стратегия обороны (имеется в виду НПРО США) способствует стабильности меньше, чем стратегия наступления (Договор по ПРО).
В Брюсселе Буш старался не опускаться до конкретики, рисуя перед Европой перспективы светлого будущего. «Мы должны укрепить наш альянс, модернизировать наши силы и приготовиться к новым угрозам», -- заявил он. Предлагалось также «расширить сотрудничество с нашими партнерами», включая Россию и Украину. Ответив на призыв Буша «протянуть наши руки и открыть наши сердца» кандидатам на вступление в Альянс, лидеры НАТО договорились о начале нового расширения Альянса в 2002 году на саммите в Праге, отвергнув «нулевой вариант».
Тем временем у посольства США в Брюсселе прошла двухтысячная демонстрация протеста, при выезде президентского кортежа из аэропорта он едва не был блокирован перегородившими шоссе людьми. Поводов для возмущения много -- кому-то не нравится план ПРО, кто-то возбужден казнью террориста Маквея, очень многие раздражены отказом США от Киотского протокола. Прозвучавшие перед отлетом из Вашингтона замечания Буша относительно «ненаучности» лежащих в основе протокола положений о связи выброса парниковых газов с потеплением климата не были восприняты всерьез -- авторитет Буша как ученого в Европе, прямо скажем, не высок. Даже преданный Аснар был вынужден сказать о своем несогласии с Бушем в вопросе о Киотском протоколе.
Буш заявил, что в ходе запланированной на субботу встречи с Владимиром Путиным он хотел бы «создать новые, конструктивные и реалистические отношения» между странами, уверить Путина «в нашей дружбе и предложить ему прочные нормальные отношения с Америкой». Только ли это красивые слова или же речь идет о стратегической сделке, выяснится в ближайший уикенд.
Александр ТИМОФЕЕВ