Время новостей
     N°122, 11 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2000
Николай Байбаков: Создание ОПЕК не взволновало Москву
О том, как к созданию Организации стран -- экспортеров нефти отнесся СССР, корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА спросила человека, который знает все о советской экономике, -- 89-летнего Николая Константиновича БАЙБАКОВА. Руководитель Госплана СССР на протяжении 20 лет (1965--1985 годы), он до этого много лет работал в нефтяной отрасли, в том числе в должности наркома и министра нефтяной промышленности СССР.

-- Когда 40 лет назад была создана ОПЕК, в СССР это вызвало какое-то беспокойство? Конкуренты все-таки...

-- Да нет. Ведь цены на нефть в 60-х годах нас устраивали, хотя, конечно, нефть в основном мы поставляли в Западную Европу, а целью западных потребителей всегда было снижение цен. Но другие поставщики не могли быть нашими конкурентами. Норвегия, поставлявшая нефть в США, в этом плане была еще мала. Ирак и Саудовская Аравия тоже. Вскоре, однако, в Саудовской Аравии открыли крупные месторождения, и она превратилась в самого серьезного нашего конкурента. Ну мы в ответ просто очень быстрыми темпами наращивали нефтедобычу, особенно после открытия в 1964 году месторождения в Западной Сибири: первая нефть там была всего 200 тысяч тонн, а сейчас уже более 40 млн тонн в год. Но и до этого мы были сильны. В конце 50-х начали осваивать второе Баку. В те же годы начали давать немалую отдачу Башкирия, Куйбышев, Пермь. Вот цифры для сравнения: перед войной мы добывали 33 млн тонн нефти в год, из войны вышли потрепанными -- с 19 млн тонн в год. После войны мы так стремительно увеличивали нефтедобычу, что к 1988 году она достигла 624 млн тонн. Она стала снижаться только сейчас -- до 500 в 1991-м, а теперь и до 300 млн тонн в год. Но все предыдущее время, поскольку темпы роста добычи нефти в СССР были высокими, мы могли конкурировать с другими странами.

-- Неужели Москву никак не взволновало создание ОПЕК?

-- Да они же поначалу были очень слабы! Вспоминая 60-е годы, я даже и не помню, была уже тогда ОПЕК или нет, настолько мало они влияли. У нас была одна задача: завоевать внешний рынок и продавать нефть и газ по выгодным для нас ценам. Важно было взять бразды правления в свои руки, и нам это удавалось. ОПЕК нас интересовала очень умеренно, поскольку была слабой. Только потом, когда они вовлекли в свои ряды другие нефтедобывающие страны, они стали нашими конкурентами. Со временем ОПЕК даже попыталась диктовать. Но мы все равно действовали самостоятельно, хотя прислушиваться надо было. И тем более это надо делать сейчас, когда ОПЕК сильна, а уровень нашей добычи упал. Тогда же на переговоры с ОПЕК, честно говоря, мы не очень шли, хотя у них такое стремление было. Наши связи с ОПЕК в советские годы были, так скажем, легкие.

-- Что вообще происходило в нефтяной отрасли СССР в 60-х годах?

-- Хрущев затеял реорганизацию управления отраслью. Я не был согласен с тем, как он организовал управление отраслями, в том числе нефтяной. На местах были организованы совнархозы, но при этом ликвидированы отраслевые министерства. Власть передали на места, а руководство из центра мы потеряли. Я был не согласен, и вот тогда-то меня и отправили в Краснодарский край. Правда, там я понял, что идея Хрущева с кукурузой не так плоха, зря его критикуют. Хрущев многое сделал в сельском хозяйстве. Но и к нефти он относился положительно, понимал ее значимость. Видел, что нефть -- хороший придаток к его деятельности.

Беседовала Елена СУПОНИНА