Время новостей
     N°163, 09 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.09.2004
Золотое руно
Турки становятся главными зарубежными инвесторами на Дону
Ведущий турецкий производитель ковровых изделий "Меринос Халы Санаийи ве тиджарет А.Ш." намерен на этой неделе выбрать в Ростове площадку под строительство своего первого российского завода. Стоимость проекта -- 20 млн долл. Это уже третья за последний год крупная инвестиция Турции в экономику Ростовской области. По объему вложений турки становятся главными на Дону иностранными инвесторами.

Ежегодный объем иностранных вложений в Ростовскую область составляет немногим более 200 млн долл., из них на долю Турции приходится 63 млн долл. (уже построены пивоварня "Эфес" и гипермаркет "Рамстор"). Причем турецкие компании, как правило, предлагают наиболее ценные для региона прямые инвестиции.

Пока Франция, Англия и Германия регулярно засылают на Дон делегации, турки выбирают Ростов в качестве плацдарма для завоевания сопредельных рынков. И если генеральный директор ростовского филиала "Эфеса" Семих Мавиш говорит о продажах сваренного на Дону пива в границах Южного федерального округа, то представители "Меринос" ориентируются уже на всю Россию и страны СНГ, ведь донская фабрика будет первой и, возможно, единственной в России.

Турецких производителей ковровых изделий на Дон привлекла прежде всего местная сырьевая база и близость к портам. Правда, пока не совсем ясно, насколько активно в своем производстве "Меринос" намерена применять в качестве сырья недорогую донскую шерсть (само название турецкой компании -- "Меринос" -- предполагает использование натуральной шерсти, поскольку меринос -- это порода овец, шерсть которых отличается высоким качеством). Традиционно считается, что чем выше процент содержания натуральной шерсти в составе коврового покрытия, тем качественнее и дороже продукция. Впрочем, овцеводство в Ростовской области явно на подъеме: в этом году даже удалось отобрать у Ставропольского края его традиционную привилегию проводить Всероссийскую овцеводческую выставку.

Донские власти, как это заведено в последнее время, попытались заманить турецких ковроделов в депрессивные шахтерские города области, предлагая налоговые и прочие льготы. Но турки предпочли окрестности Ростова, максимально приближенные к портовой инфраструктуре. "Меринос" экспортирует свою продукцию в 40 стран мира, в том числе в Россию, Германию, США, Грецию, Австралию, Испанию. Ежегодно компания выпускает около 9 млн кв. м ковровых изделий, в основном напольных покрытий, и около 9,5 тыс. т акриловой и 7 тыс. т полипропиленовой пряжи. Для сравнения: еще недавно во всей России ковровых изделий производилось не более 6 млн кв. м в год.

Разместив свою новую фабрику на Дону, турки, нацеленные на завоевание рынка России и стран СНГ, сэкономят, кроме прочего, на транспортных и трансграничных издержках. При этом их основными конкурентами будет не российская ковровая продукция, а импорт, который сегодня, по разным оценкам, занимает от 85 до 90% отечественного рынка.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону