|
|
N°163, 09 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«МиГ» вспомнил о «гражданке»
Проект Ту-334 оживился
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" возобновила работы по организации серийного производства пассажирского самолета Ту-334 на принадлежащем ей авиазаводе в подмосковных Луховицах. С этим самолетом она собирается участвовать в тендере, который сейчас проводит «Аэрофлот». Победитель тендера получит крупный заказ: на поставку «Аэрофлоту» 50 региональных самолетов.
Вчера в Луховицах прошло совещание представителей российских и украинских предприятий, участвующих в производственной кооперации проекта Ту-334. На нем генеральный директор РСК «МиГ» Валерий Торянин сообщил, что корпорация достигла принципиального согласия Банка Москвы на выделение кредита в 80 млн долл. на запуск этого проекта. Г-н Торянин также заявил, что 15 российских авиакомпаний уже подписали с его фирмой протоколы о намерениях приобрести в общей сложности 130 штук Ту-334. Между тем серьезные технические и организационные препятствия по-прежнему угрожают выживанию этого проекта.
Проектирование ближнемагистрального лайнера Ту-334 началось в конструкторском бюро Туполева в 1986 году. Серийное производство самолета планировалось организовать на авиазаводах в Таганроге и Киеве. РСК «МиГ» подключилась к проекту в 1999 году по инициативе тогдашнего генерального директора корпорации Николая Никитина. Ту-334 должен был стать первым гражданским проектом «МиГа» и положить начало диверсификации этой корпорации, которая при советской власти специализировалась на разработке легких истребителей. Вместо этого Ту-334 положил конец авиастроительной карьере г-на Никитина. В ноябре 2003 года генеральный директор был уволен распоряжением премьер-министра за отставание от графика реализации проекта Ту-334. К тому моменту единственный в России Ту-334, перевезенный в Луховицы из Таганрога, стоял в сборочном цеху «МиГа» без крыльев. Киевские коллеги с завода «Авиант» в то время уже успели изготовить несколько экземпляров Ту-334, в том числе два летающих, и проводили на них сертификационные испытания.
Вчера Валерий Торянин продемонстрировал партнерам по производственной кооперации тот же самый Ту-334, уже с крыльями, но еще без двигателей и прочих ключевых компонентов. На совещание в Луховицы прибыли представители ОАО «Туполев» (разработчик самолета) и авиазаводов «Авиант» (Киев), «Тавиа» (Таганрог), «Авиастар-СП» -- поставщиков основных комплектующих.
Как заявил «Времени новостей» Валерий Торянин, РСК "МиГ" намерена форсировать работы по налаживанию серийного производства Ту-334. По словам генконструктора Ту-334 Игоря Калыгина, первый из собранных в Луховицах самолетов предполагается передать в опытную эксплуатацию авиакомпании «Кавминводыавиа». А первым коммерческим эксплуатантом этой машины должна стать контролируемая правительством Москвы авиакомпания «Атлант-Союз». С нею в августе 2003 года (еще при гендиректоре Никитине) РСК «МиГ» подписала контракт на поставку пяти самолетов. Г-н Торянин предпочел не называть предполагаемый срок передачи этих машин заказчику, однако в прошлом году считалось, что контракт должен быть выполнен в 2005 году.
С этим контрактом связаны надежды РСК «МиГ» на серьезные финансовые вливания со стороны структур московского правительства. По словам г-н Торянина, корпорация близка к подписанию кредитного соглашения с Банком Москвы. Исполнительный директор РСК «МиГ» по гражданским программам Владимир Ходырев уточнил, что речь идет о кредите на 80 млн долл., причем 0,75 процентной ставки по этому кредиту будет погашено столичным правительством.
РСК «МиГ» намерена выставить Ту-334 на тендер по поставке 50 региональных самолетов, который сейчас проводит «Аэрофлот». Впрочем, как оптимистично заявил Игорь Калыгин «Времени новостей», даже если выбор «Аэрофлота» падет не на Ту-334, будущее проекта выглядит вполне обнадеживающим. Самолет вызывает большой интерес потенциальных заказчиков не только в России, но и за рубежом. Как раз вчера один из двух летающих испытательных экземпляров самолета отправился на демонстрацию в Швейцарию.
Между тем у Ту-334 есть по крайней мере один существенный недостаток, затрудняющий ему выход на внешний рынок. Двигатели самолета не соответствуют требованиям по шумам, которые с 1 января 2006 года рекомендует установить международная организация гражданской авиации (ICAO). Нет сомнения, что западноевропейские государства последуют рекомендации ICAO немедленно, а менее развитые страны последуют их примеру, хотя, возможно, и с некоторым запозданием. Таким образом, Ту-334, едва появившись на рынке, столкнется с необходимостью усовершенствования или замены двигателей.
Вторая проблема, омрачающая будущее Ту-334, -- внутренняя, российская, можно сказать междоусобная. Хотя постановление правительства об организации сборки самолета на «МиГе» никто не отменял, за то время, пока проект был фактически заморожен, к нему стал проявлять интерес казанский авиазавод КАПО им. Горбунова. По неофициальным сведениям, за перенос сборки в Казань выступают некоторые руководители ОАО «Туполев». Не исключено, что активизация работ по Ту-334 в Луховицах связана, помимо прочего, и с этим обстоятельством.
Михаил КУКУШКИН