|
|
N°102, 14 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По следам Ельцина
Сегодня Владимир Путин прибыл в Шанхай, где вместе с президентами Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана примет участие в двухдневном саммите Шанхайского форума (ШФ), -- так теперь принято называть шанхайскую пятерку после присоединения к ней в прошлом году в качестве наблюдателя Узбекистана. С завтрашнего дня «шанхайцы» снова поменяют свое имя -- будет учреждена новая международная структура, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
ШОС будет образована в результате полномасштабного присоединения к «пятерке» Узбекистана, причем эта страна станет наравне с остальными «ветеранами» «шанхайского процесса» соучредителем новой организации. Для «пятерки» это удачное решение не случавшегося ранее в ее истории прецедента -- вступления в ее ряды нового члена.
Пять государств региона объединились в 1996 году в результате длительного процесса решения пограничных вопросов между СССР и Китаем, начавшегося в середине 80-х годов. После распада СССР в 1991 году советско-китайская граница превратилась в ряд последовательных участков границы между Китаем и четырьмя новыми суверенными государствами: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Россией.
Главным достижением «шанхайского процесса» за эти годы стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, создание прозрачной с обеих ее сторон зоны глубиной в 100 км от нее, где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким образом обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снять взаимную подозрительность сторон.
Как заметил на днях в интервью газете «Время новостей» специальный представитель президента России, российский координатор в ШФ посол Виталий Воробьев, «между странами пятерки нет территориальных споров, как это существует, к примеру, сегодня между Россией и Японией, а есть нерешенные вопросы по уточнению границ». «А от того, как пройдет граница, -- говорит г-н Воробьев, -- зависит, к примеру, и принадлежность нескольких островов по течению Амура, по которому проходит российско-китайская граница, а не наоборот -- от того, кому принадлежат острова, Китаю или России, зависит прохождение границы».
С этой «пограничной» точки зрения, участие такой страны, как Узбекистан, разумеется, никак не вписывалось в «шанхайский процесс», она не имеет общих границ с Китаем. Однако с течением времени пограничная проблематика в ШФ стала отходить на задний план, и актуальными начали становиться такие региональные проблемы, как борьба с религиозным экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом, а также с распространением наркотиков. В первую очередь это связано с непрекращающейся войной в Афганистане. Именно эти обстоятельства стали решающими, когда стал вопрос о приеме Узбекистана в ряды «шанхайцев». Ташкент рассматривается сегодня, в первую очередь Москвой, как ключевой игрок в обеспечении стабильности в Центрально-Азиатском регионе.
Идея присоединения Ташкента к ШФ не нова, Узбекистан еще несколько лет назад дал понять, что хотел бы этого. Однако тогда Китай и Казахстан отнеслись к этому весьма прохладно. Пекин, видимо, опасался, что с подключением еще одного постсоветского государства в ШФ увеличится российское влияние. Астана же, традиционно рассматривающая Ташкент в качестве соперника в регионе, пыталась не допустить его в «шанхайский клуб».
Как полагает посол Виталий Воробьев, участие Ташкента в ШОС позволит кроме всего прочего гармонизировать отношения Узбекистана с соседними государствами СНГ, которые до сих пор оставляют желать лучшего.
Аркадий ДУБНОВ