|
|
N°162, 08 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Узбеков» опять продают
В Ташкенте намерены продолжить приватизацию автопрома
Правительство Узбекистана намерено реструктурировать оставшуюся в госсобственности часть национального автопрома, объединив все активы в единый многопрофильный холдинг. По мнению властей, это позволит улучшить управление автомобильной отраслью и повысить ее привлекательность для иностранных инвесторов, которым они рассчитывают продать до 49% акций новой компании. Однако сделать это, по мнению экспертов, в силу высоких политических и экономических рисков Узбекистана будет нелегко. Тем более что главный автомобилестроительный актив страны -- «УзДЭУАвто» -- уже принадлежит на 50% корейской компании Daewoo Motor Corp.
Как сообщил Интерфаксу вчера источник в руководстве государственной ассоциации предприятий автомобилестроения «Узавтопром», кабинет министров Узбекистана принял постановление «О мерах по совершенствованию управления автомобильной промышленностью», которое предусматривает сначала преобразование ассоциации в открытое акционерное общество, а затем продажу части ее акций иностранным инвесторам. Согласно документу в состав нового АО будут включены 20 предприятий, которые в настоящее время входят в структуру «Узавтопрома» (в том числе и производители автокомпонентов). В течение ближайших трех месяцев планируется сформировать уставный капитал АО, а также осуществить эмиссию акций новой компании. Постановлением определено, что первоначально 100% новой компании будет находиться в госсобственности. В дальнейшем за государством будет сохранен контрольный пакет (51% акций), а 49% акций будет предложено купить иностранцам.
При этом в крупнейшем автопредприятии страны, производящем автомобили популярной марки Daewoo -- «УзДЭУавто», узбекским властям принадлежит лишь 50% акций. «УзДЭУавто», созданное «Узавтопромом» на паритетных началах с южнокорейской корпорацией Daewoo Motor, производит 97% продукции узбекского автопрома.
Сборочный завод СП проектной мощностью 200 тыс. машин в год за семь месяцев этого года увеличил производство на 64,3%, до 34,99 тыс. автомобилей Daewoo (при том, что объем производства «Узавтопрома» в целом за этот период составил 35,135 тыс. машин). Основная часть продукции завода экспортируется в Россию. А второе по величине СП, входящее в «Узавтопром», «СамКочАвто», принадлежащее на 50% турецкой компании Koc Holding, за тот же период выпустило 79 грузовиков и 63 автобуса.
«Именно этим двум компаниям в первую очередь будет предложено выкупить часть акций в АО, -- считает Сергей Суверов из банка «Зенит». -- Таким образом они смогут увеличить свою долю с 50% до контрольного пакета». Видимо, власти решили последовать примеру таких мировых концернов, как Mercedes, Fiat, Volvo, и создать крупный многопрофильный холдинг (грузовики, легковые авто, автокомпоненты), который за счет возможности манипулировать модельным рядом более устойчив к рыночным колебаниям. Правда, отмечает аналитик, эта идея может и не понравиться частным акционерам, которые производят разные виды продукции. Впрочем, по мнению г-на Суверова, власти могли сделать ставку на привлечение и сторонних стратегических инвесторов, будучи, к примеру, недовольными деятельностью нынешних.
Гайрат Салимов из ИК «Тройка Диалог» сомневается, что Daewoo, испытывающая в настоящее время финансовые затруднения, будет тратиться на покупку акций нового холдинга. «В этой стране очень сложно делать бизнес, поскольку здесь высоки все виды рисков», -- говорит эксперт, полагая, что правительству будет очень трудно найти стратегического инвестора.
Яна ГОДОВАНАЯ