Время новостей
     N°162, 08 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2004
Кто виноват
После Беслана президенты Северной Осетии и Ингушетии рискуют карьерой
Усилия по поддержанию в Северной Осетии порядка даются нелегко. На главной площади Владикавказа под окнами дома правительства республики во вторник собрался митинг оппозиции, участники которого потребовали отставки действующего президента Александра Дзасохова. Митинг состоялся на следующий день после телеобращения владикавказской мэрии, которая напомнила горожанам, что собираться где-либо, а тем более на главной площади, без санкции властей запрещено. Тем не менее несколько сотен человек на словах и с помощью плакатов выражали свое недоверие г-ну Дзасохову.

На плакатах пикетчиков было написано, что «источник терроризма -- коррупционная власть». По словам некоторых участников, часть молодежи была настроена агрессивно и предлагала войти в правительственную резиденцию. Но руководители мероприятия этого не допустили. Собравшиеся ограничились тем, что зажгли на крыльце киноконцертного зала «Октябрь» несколько сотен свечей в память о погибших в Беслане.

Прохожие наблюдали за митингом неодобрительно -- все-таки траур. Но по словам собеседников «Времени новостей» в Беслане и Владикавказе, антипрезидентские настроения после событий 3 сентября усилились. «Дзасохов обещал, что штурма не будет ни в коем случае, и он не смог сдержать это обещание», -- говорят родственники погибших заложников. Кроме того, многие из них считают, что количество погибших могло быть меньше, если бы г-н Дзасохов в первый день выполнил требование боевиков и вышел на переговоры.

Правда, Александр Дзасохов хотя и отказался от беседы с террористами, но в Беслан все же приехал и некоторое время даже вроде бы участвовал в руководстве операцией. А его коллега президент Ингушетии Мурат Зязиков, которого боевики тоже требовали в качестве переговорщика, вообще исчез на все эти дни из поля зрения. Даже антитеррористический митинг в Магасе в разгар событий прошел без его участия. Единственный комментарий, который дал г-н Зязиков, -- предельно короткое интервью газете "Коммерсант" от 3 сентября, в котором он однозначно дистанцировался от событий в Беслане. "Меня пытаются втянуть в это. Но я вплотную этим не занимаюсь", -- сказал он в ответ на вопрос, собирается ли он участвовать в разрешении ситуации.

Ингуши сейчас обескуражены его молчанием. Хотя какое-то объяснение необходимо, чтобы попытаться избежать нового витка напряженности в непростых отношениях между ингушами и осетинами. Реакции ингушского руководства требует и эпизод с участником беслановского захвата Майрбеком Шайбекхановым, который осенью прошлого года был арестован ингушскими спецслужбами и, по всем признакам, должен был находиться за решеткой (см. «Время новостей» от 7 сентября). Беслановское расследование, впрочем, засекречено, поэтому пояснения такого рода ингушские первые лица, скорее всего, будут давать в закрытом режиме. Но и публичный разбор полетов, похоже, неизбежен: депутат Михаил Маркелов из фракции "Родина" уже пообещал поставить вопрос о месте нахождения Мурата Зязикова в дни беслановских событий на думском комитете по безопасности.

В пассиве у г-на Зязикова остается и июньская атака боевиков на Ингушетию: до сих пор не ясно, знал ли все-таки президент заранее о запланированном террористами нападении. Причем оба варианта ответа для него проигрышны: если не знал, то непонятно почему -- ведь УФСБ по Ингушетии утверждает, что информацией располагало. А если знал, то непонятно, почему ничего не предпринял.

В лучшем случае этот набор сыграет против ингушского лидера на ближайших президентских выборах -- до них осталось около полутора лет. У Александра Дзасохова выборы еще раньше -- они должны состояться в январе 2006 года, и конкуренты уже дают о себе знать. Местные эксперты, кстати, уже называют в их числе отставного генерала МЧС Станислава Суанова, который пришел вторым на прошлых президентских выборах, а вчера вместе с депутатом Госдумы от Северной Осетии, знаменитым борцом, олимпийским чемпионом Арсеном Фадзаевым участвовал во владикавказском митинге.

Другие возможные конкуренты г-на Дзасохова пока не стремятся солидаризироваться с оппозицией, полагая, что раскол в обществе сейчас опасен как никогда, не говоря уж об этических обязанностях, связанных с трауром. Однако наблюдатели уже составляют список возможных претендентов на североосетинское президентское кресло. Помимо г-на Суанова в нем значатся: один из лидеров прошлой предвыборной гонки Сергей Хетагуров, генеральный директор пивоваренного концерна «Балтика» Таймураз Боллоев, спикер североосетинского парламента Таймураз Мамсуров (у него в Беслане пострадали двое детей), а также еще несколько политиков и бизнесменов.

В нынешней ситуации Кремль, поддержавший г-на Дзасохова на прошлых выборах, едва ли допустит его досрочный уход. Однако не ясно, сколь удачной окажется эта ставка, если она будет сделана: авторитет нынешней власти в республике действительно серьезно подорван. У очевидцев траурного митинга на кладбище в Беслане, который г-н Дзасохов проводил 6 сентября, сложилось впечатление, что родственники погибших не прогнали президента с трибуны только благодаря присутствию высоких гостей из Москвы и других регионов. Согласие на проведение митинга в центре Владикавказа, де-факто данное вчера властями, скорее всего будет воспринято как признак слабости. Оппозиционеры, кстати, пообещали свою акцию возобновить. А депутат Фадзаев в успокоительных целях произнес достаточно тревожные слова: «Никто в Осетии не возьмется за оружие, пока не будет похоронен последний погибший. Но после этого мы будем разбираться, кто виноват».

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Трагедия в Беслане