|
|
N°122, 11 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скандал в Венеции
Победители 57-го Венецианского кинофестиваля остались без фламенко
В предпоследний день фестиваля над Лидо неистовствовала гроза. На закрытии гроза приобрела метафорическое, но оттого отнюдь не менее грозное измерение: режиссер Тони Гатлифф, новый фильм которого был выбран для закрытия фестиваля, чуть было не сорвал заключительный концерт и основательно испортил настроение организаторам. Как водится, ничто не предвещало скандала: церемония вручения наград прошла мирно и предсказуемо.
"Золотой лев" вручен иранскому режиссеру Джафару Панахи за фильм "Круг". Такое решение жюри под председательством Милоша Формана не стало неожиданностью -- мода на социальное кино из азиатских стран угаснет в европейских интеллектуальных кругах еще не скоро. Но дело не только в моде. "Круг" -- любопытный и поучительный коллективный портрет женщин Ирана. Фильм открывается сценой в роддоме: мать роженицы пристает с расспросами к медсестре, не в силах поверить своему несчастью -- у дочери вместо ожидаемого мальчика родилась девочка. Эта сцена станет эпиграфом к переплетающимся историям трех героинь, только что выпущенных из тюрьмы. Преступления их не названы, зато подробно перечислены запреты и преграды, которые встречаются на их пути. Нельзя курить на улице, нельзя входить в помещение без чадры, нельзя делать аборт без разрешения мужа, нельзя даже купить билет на автобус и отправиться в другой город без сопровождения мужчины. Главные достоинства картины -- изящная композиция, свободное движение сюжета, который произвольно перемещается от одной героини к другой, чтобы закончиться там же, где и начался, -- в тюремной камере.
Сорокалетнего Джафара Панахи считают учеником Аббаса Киаростами, признанного классика мирового кино. Панахи был ассистентом Киаростами на картине "Под оливами" (1994), а уже на следующий год поставил по сценарию старшего коллеги свою первую полнометражную картину -- "Белый воздушный шар". Эта трогательная история девочки, мечтающей о золотой рыбке, удостоилась "Золотой камеры" в Канне (1995). С тех пор Панахи -- завсегдатай фестивалей и любимец критики. Венеция не стала исключением: кроме "Золотого льва" "Кругу" достался приз ФИПРЕССИ и целый ряд второстепенных премий.
Однажды Киаростами назвал Панахи в числе своих любимых режиссеров. Увы, унаследовав от учителя любовь к простым историям и искренним чувствам, Панахи, похоже, не смог усвоить главного искусства Киаростами -- искусства неоднозначности. Идейное послание фильма очевидно после первых трех минут, а дальше зрителям остается только наблюдать за его более или менее изобретательной иллюстрацией. Итальянцам с их верностью левой политической традиции это нравится. Вообще политика сыграла едва ли не решающую роль в присуждении приза "Кругу". Дело в том, что иранские кинематографисты, в отличие, скажем, от некоторых китайских коллег, избегают окончательно рвать отношения с властью и стараются не переходить невидимую черту, за которой начинается открытая конфронтация. На этом фоне "Круг" произвел впечатление своей социальной критикой, а этот товар весьма ценится на европейских фестивалях.
Гран При жюри достался картине американца Джулиана Шнабеля "Пока не наступила ночь" (получать его из рук члена жюри Клода Шаброля режиссер вышел в экстравагантной юбке). В прошлом известный художник, а ныне успешный режиссер (в 1996 году он дебютировал картиной "Баскиа"), Шнабель снял биографию известного кубинского поэта Рейнальдо Аренаса. Поэзия, гомосексуализм, преследования властей, вынужденная эмиграция, смерть от СПИДа -- эта биографическая канва не стала поводом для шедевра, но подарила несколько отличных актерских работ. Хавьер Бардем, известный нам по "Живой плоти" Альмодовара, умело сообщает трагическому образу героя толику юмора и живости -- приз за лучшую мужскую роль достался ему заслуженно. Но еще интереснее роли второго плана: Шон Пенн неожиданно точен в образе кубинского крестьянина, а Джонни Депп демонстрирует свои неограниченные актерские возможности в роли трансвестита Бонбона, который в итоге оказывается офицером кубинской тайной полиции.
Лучшей актрисой была признана Роуз Бирн за работу в экстравагантном фильме Клары Лоу "Богиня 1967 года". Бирн сыграла роль слепой девушки, помогающей японскому энтузиасту выйти на след редкой модели "Ситроена" 60-х годов, -- и все это посреди австралийской пустыни. Следующая роль этой актрисы наверняка окажется не менее важной для ее карьеры, чем венецианский успех: вскоре Бирн примет участие в съемках второго эпизода "Звездных войн".
Призом за режиссуру награжден индиец Буддхадеб Дасгупта за картину "Борцы". Премия Марчелло Мастроянни начинающему актеру досталась юной Меган Бернс, сыгравшей в камерном телефильме Стивена Фрирса "Лайам". Золотая медаль Сената вручена Барбету Шредеру за фильм "Богоматерь наемных убийц". Международная ассоциация кинокритиков ФИПРЕССИ признала лучшим дебютом бельгийского "Влюбленного Томаса". Итальянцы, опрометчиво выставившие в конкурс четыре посредственные картины, получили утешительный приз за лучший сценарий ("Сто шагов" Марко Туллио Джордана).
Почти все эти призы были вполне предсказуемы и утверждали существующее положение вещей: в моде на иранские фильмы, социальную тематику и маргинальных героев нет ничего нового. Единственным призом, который отметил новое явление в мировом кино, стал приз Луджи Де Лаурентиса, присуждаемый лучшему дебютному фильму фестиваля (допускается награждение и внеконкурсных картин). Специальное жюри под председательством канадского режиссера Атома Эгояна вручило эту весомую награду (100 тысяч долларов и 20 тысяч метров пленки "Кодак") фильму Абделя Кечича "Ошибка Вольтера". Кечич, французский актер тунисского происхождения, до вчерашнего дня был почти не известен в Европе, и не все критики обратили внимание на его первый режиссерский опыт, показанный в рамках "Недели критики". Тем приятнее, что "Ошибка Вольтера" была замечена нашей газетой и названа одной из лучших картин фестиваля.
Но вернемся к скандалу. Для закрытия организаторы избрали новый фильм Тони Гатлиффа, едва ли не единственного чистокровного цыгана среди режиссеров. Vengo -- еще одна прекрасная картина, не попавшая в скучноватый венецианский конкурс. Действие ее происходит в Андалузии, главные герои -- цыганская музыка и фламенко. Расчет организаторов был неплох: фестиваль должен завершиться "Ночью фламенко", на которой собирались выступить музыканты, принимавшие участие в картине Гатлиффа. Не учли одного -- цыганского темперамента. После вручения призов большинство присутствующих покинули зал, и лишь немногие остались на фильм. По окончании просмотра разъяренный Гатлифф сообщил оставшимся зрителям, что концерта не будет. В тот момент, когда я заканчиваю эту статью (суббота, полдвенадцатого ночи), звуков фламенко по-прежнему не слышно.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция