Время новостей
     N°161, 07 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2004
Плати налог акциями
Счетная палата предложила офшорную антисхему
Перечень претендентов на прокурорские расследования на предмет уклонения от уплаты налогов вскоре может быть расширен. Счетная палата подтвердила свое намерение вновь заняться «внутренними офшорами», но теперь уже применительно конкретно к нефтяным предприятиям. Заодно чиновники палаты хотят предложить новый алгоритм борьбы с "минимизаторами" налогов по офшорным схемам: если региональные власти давали компаниям налоговые льготы в виде бюджетных субвенций, то взамен компания должна будет пожертвовать бюджету часть своих акций. Как заявил вчера журналистам аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, это предложение ведомство намерено оформить как свою законодательную инициативу.

Схем минимизации налогов через внутренние офшоры великое множество. Для каждой компании такая схема «рисовалась» налоговыми юристами индивидуально, но общий смысл таков: до 2004 года (пока это не было запрещено на законодательном уровне) администрации отдельных городов и регионов могли предоставлять налоговые льготы (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, на акцизы и местные налоги) зарегистрированным на их территории предприятиям. Главное, формально соблюдать два условия: не предоставлять льготы избирательно и не противоречить российским законам. Такие схемы были легальны, и привлечь за них к ответственности можно было, лишь доказав, что льготы противоречили федеральному законодательству. Эти схемы досаждали не столько налоговикам, сколько Минфину, который возмущался, что регионы, предоставляя налоговые льготы частным компаниям, требуют у центра финансовой помощи.

Отмена с начала нынешнего года права предоставлять налоговые льготы по федеральным налогам, а именно по налогу на прибыль, поначалу вызвала бодрые заверения Минфина о скором конце офшорных схем. Однако извести их так и не удалось. На смену инвестиционным схемам, с участием налога на прибыль, пришли схемы «субвенциарные». Суть их в том, что прибыль компания вносит в бюджет региона, заключая соглашение с местной администрацией о выделении из бюджета субвенции, к примеру в размере 80% уплаченных налогов. Именно такие схемы в применении к нефтянке Счетная палата расследует начиная с весны, о чем с того времени напоминала неоднократно.

К чему напоминания на этот раз, кого палата «просчитала», пока не сообщается. По словам Владимира Панскова, эта информация будет доступна, как только отчет о проведенной проверке будет утвержден на коллегии Счетной палаты.

«Антисхемой» против такой минимизации, считает аудитор, может стать внесение в ст. 80 Бюджетного кодекса поправок, условно разрешающих финансировать из бюджета негосударственные организации. Но взамен бюджет должен получить акции компании на сумму субвенций. Кому будет предложено отдать часть акций в пользу государства, аудитор СП прогнозировать не стал. По мнению аналитиков, проверки теоретически могут затронуть не только любую компанию, но и заинтересованные в таких схемах региональные элиты.

Сам по себе факт проверки Счетной палатой нефтяных офшоров для предприятий никаких прямых последствий не имеет. Последствия могут появиться чуть позже: не обладая карательными функциями, Счетная палата просто передает свои материалы в прокуратуру и в ГУБЭП ФСЭНП МВД.

По словам руководителя направления межбюджетной политики Центра фискальной политики Александра Дерюгина, такие схемы были легальны, большинство компаний, так же как и ЮКОС, ими пользовалось, а администрации офшорных областей не стеснялись получать от центра дотации. Хотя схемы неоднотипны и расследование СП конкретных фактов наверняка займет очень много времени, не стоит надеяться, что государство бросит расчищать офшорные завалы, полагает эксперт.

"Если будет поставлена цель, "зацепить" и руководителей предприятия, и чиновников региональных администраций при подобной проверке можно, -- считает директор группы крупных проектов юридической компании «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко. -- Правда, все зависит от компетенции юристов, составлявших договоры между компанией и администрацией. В большинстве случаев подкопаться трудно, если субвенции выделялись, к примеру, «на развитие региона».

По словам заместителя гендиректора аудиторско-консалтинговой компании «Хорват МКПЦН» Натальи Малофеевой, как правило, «договора о замене налогов на субвенции» между предприятием и администрацией в природе не существует, одна линия -- это налоговые обязательства, и совсем другая -- субвенции. Высказывания же Счетной палаты насчет изъятия в пользу бюджета акций, по ее мнению, вызывают удивление. «Акций сколько выпущено, столько и есть, акции принадлежат акционерам; субвенции и инвестиции выделяются не акционерам, а компании-юрлицу. Поэтому как заплатить акциями за субвенции, непонятно», -- говорит г-жа Малофеева.

Ирина СКЛЯРОВА