|
|
N°161, 07 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Там работали деньги и наркотики"
Сегодня на Николо-Архангельском кладбище в Москве состоятся похороны сотрудников спецподразделений «Альфа» и «Вымпел» Управления «А» Центра специального назначения ФСБ РФ, погибших 3 сентября при освобождении захваченной боевиками школы города Беслана. Как выяснилось, именно они в ходе произошедшей там трагедии приняли на себя первый и основной удар террористов, спасая заложников. У школы №1 погибли трое бойцов «Альфы» и семеро - «Вымпела», еще один офицер группы «Вымпел» умер от ран в воскресенье. 24 бойца Центра специального назначения ФСБ были ранены (в том числе 8 - тяжело) и находятся в больницах. За все время существования групп «Альфа» и «Вымпел» - наиболее известных российских спецподразделений - это самые тяжелые потери. О том, как события 3 сентября выглядят с профессиональной точки зрения, мы попросили рассказать президента холдинга Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Игоря СЕНИНА:
Штурм был, конечно, не подготовлен. Формировался оперативный штаб. В него входили как «силовики», так и гражданские службы - МЧС, медики. И команды готовится к штурму из штаба вообще не поступало. Соответственно, никакой конкретной задачи перед «Альфой» не ставилось. Ребята приехали и все время до начала трагедии находились в режиме ожидания, наблюдали, в оцеплении стояли. Все специалисты были согласны, что по многим причинам в данном случае невозможно было вообще в школе применять "силовой" вариант. Все шло к тому, что в конце концов боевики потребуют транспорт и попытаются уйти с малой частью заложников. Именно тогда и возможен был бы штурм. То есть не было отработано ни снайперских гнезд, ни другого - пулеметного, к примеру, прикрытия, ни моментов проникновения, не было схемы действий и плана самой школы. План школы был в оперативном штабе, но не было схемы именно для штурмовой операции. Причем, почти с самого начала было известно, что это долгосрочные переговоры - не день, не два, возможно, неделю. Террористы сказали, что есть убитые, есть раненые- пусть подъедут люди без оружия, заберут убитых, раненых, женщин с детьми. Я так понимаю, чтобы не мешались. Там тысяча с лишним человек, у них и так забот хватало. Перед этим они, конечно, все минировали - стены, окна. Потом ставили растяжки, ловушки. Из гранаты выдергивалось кольцо, она переворачивалась, прижималась книгой, сверху «ставился» ребенок. Детей просто клали на эти книжки. С расчетом, чтобы все понимали - если начнется паника и дети спрыгнут, все погибнут. То есть они изначально рассчитывали, что никто не пойдет на штурм. Они действительно были в этом уверены
Начался переговорный процесс, они сказали, что отдают людей. Подъехали сотрудники МЧС. И когда начали вытаскивать раненых и убитых - у них на скотче были прикреплены гранаты на растяжках - и кто-то ее зацепил. Раздался взрыв. Террористы, засевшие на втором этаже, подумали, что пошел штурм. Они приводят несколько взрывных устройств в действие, начинают расстреливать всех подряд. Нашим не остается ничего как принять бой. Как только начался расстрел, наши ребята стали работать именно по террористам. И поэтому в первые минуты и было убито там 8-9 боевиков, то есть сработали почти идеально. После этого вроде на некоторое время как тишина наступила. При этом наши бойцы не знали, сколько и где террористов - разные были сведения, кто говорил 20, кто 10. А в школе после взрыва начался пожар, много раненых, дети уже бегут, и ребята начали эвакуацию. Остальные же боевики, как теперь ясно - человек 20-22 - спрятались в кабинетах и по ситуации, как партизаны, выходили, стреляли, уходили обратно. Один наш боец взял девочек двоих раненых маленьких под мышки, автомат, естественно, за спиной. Выходит из кабинета боевик, начинает по нему огонь вести. Что последнее успел сделать сотрудник, который погиб, это просто детей собой прикрыть.
Во время событий в "Норд-Осте" все четко предусматривалось - заложники вот здесь, здесь террористы, поэтому тогда на любые выпады боевиков, когда они выскакивали, ребята работали точно, поэтому никто не погиб. Здесь же, по моей информации, когда началась перестрелка, вдруг местные жители тоже открыли пальбу. Ребята как в тисках оказались, неизвестно даже, чьи пули их могли настигнуть. Поэтому в данном случае у нас такие потери и пошли. У нас таких потерь никогда не было. 11 человек погибло. В операции участвовали "Альфа", "Вымпел", а также группа спецназа ГРУ, у которой тоже два человека погибли. А все из-за того, конечно, что все спонтанно пошло. Ни подготовки, ни информации никакой не было, ребята, по большому счету, работали как спасатели.
Наблюдение за школой, конечно, велось с самого начала, поэтому была информация, что боевики минируют, что закладки делаются, что снайперы на крыше лежат - у них два снайпера там работало. Но это была разведка, не было подготовки к штурму, все пошло спонтанно.
Ну и, понятное дело, много детонирующих устройств было в школе. Берут раненую девочку - поднимают, взрыв раздается. Из «Вымпела» несколько человек так погибли. Тем более действовать приходилось как можно быстрее - пожар, перекрытия рушатся. Когда уже с заложниками более-менее успокоилось и террористы разбежались по городу, ребята сработали точно, тогда никто не погибал, там даже раненых было по минимуму.
Девять боевиков ребята уничтожили в школе. Потом троих взяли в плен. Местные двоих разорвали, как я понимаю. В город смогло вырваться примерно 15-20 боевиков. Уходили просто - переодевались и шли без оружия через кордоны, как заложники. Потом приходили в заранее подготовленную «точку» и брали оружие. А тайники у них были - они и в школе спрятали оружие, когда ремонт был в июле
Условия боевики выдвигали - насколько я знаю - чтобы освободить ранее схваченных террористов в Чечне и Ингушетии. Но это было скорее показушно. Как я думаю, у последних терактов - взрывов в Москве, в самолетах, захвата школы мотивация была простая: "мы вас не просто пугаем, а воплощаем в жизнь то, что говорим".
Все теракты связаны с хорошим финансировании. Что-то профинансировала та же самая Аль-Каида, к примеру. Они прекрасно понимают, на что идут. И никакая религиозная мотивация здесь ни при чем. Если они пошли на детей, стали им в спину стрелять, я думаю, ни о какой религии здесь речи быть не может. Там работали, конечно, наркотики, ну и, конечно, в первую очередь финансы. Сказали - вот ваш рассчетный счет, вот сумма. Если не вам - вашей семье достанется, если выживете - будете сами жить как у Христа за пазухой. Очевидно, что отбор для этой операции проводился специально - выбирали особо жесткоих, агрессивных.
|