|
|
N°161, 07 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всплывшие подробности в деле затонувшей подлодки
Верховный суд подтвердил виновность адмирала Сучкова в гибели К-159
Вчера Военная коллегия Верховного суда (ВС) подтвердила приговор экс-командующему Северным морским флотом Геннадию Сучкову, обвинявшемуся в халатном отношении к службе, повлекшем гибель людей на затонувшей в августе прошлого года подлодке К-159. Теперь у адмирала, приговоренного к четырем годам лишения свободы условно, остается только один шанс -- подать жалобу в президиум ВС. Сам г-н Сучков по-прежнему не признает себя виновным.
Главная военная прокуратура (ГВП) сумела доказать, что если бы адмирал Сучков, которому были поручены организация и контроль за транспортировкой атомной подлодки, выполнял все инструкции, то трагедии не случилось бы. К-159 затонула 30 августа 2003 года в Баренцевом море, близ острова Кильдин, во время буксировки на утилизацию. Буксировка атомной подлодки -- дело сложное, и для каждого такого мероприятия разрабатывается специальный план и технический проект. Соответствующая инструкция была разработана и для К-159. В частности, по этому документу скорость подлодки не должна была превышать трех узлов, а волнение моря -- трех баллов. Следствие утверждало, что еще до начала буксировки Сучкову представили метеосводку, по которой погодные условия на период плавания оценивались как сложные. Несмотря на это, командующий дал приказ о начале операции. 28 августа Сучкову снова доложили о прогнозе погоды -- 30 августа волнение моря должно было усилиться до 4--5 баллов. Но и тогда Сучков приказал плыть дальше. Во время процесса в Северном флотском военном суде эксперты доказали, что в случае укрытия подлодки на отмели трагедии удалось бы избежать. «Для Сучкова было гораздо важнее спасение железа, а жизни моряков для него были второстепенными», -- считает адвокат вдов погибших Светлана Белова.
В ночь на 30 августа в 1.20 с подлодки на командный пункт было доложено, что скорость ветра и волнение моря становятся опасными. А в 1.54 сообщили о появлении дифферента сначала в шесть, а потом в десять градусов. В результате носовые понтоны сместились к корме, кормовые понтоны снесло, а это, в свою очередь, повлекло разрушение кормового шпиля. Последнее повреждение стало причиной затопления восьмого отсека подлодки и течи в седьмом отсеке. Помимо прочего, судно было полностью обесточено, и у его экипажа не было никакой возможности исправить положение. Обвинение, ссылаясь на мнение экспертов и инструкции, посчитало, что Сучков должен был сразу отдать приказ об эвакуации экипажа. Но последовал он только в 2.40. Спасти жизни моряков можно было лишь выслав на место катастрофы вертолет, но адмирал поручил операцию другому подразделению, которое, по мнению следствия, не обладало необходимым оборудованием. Спастись удалось только старшему лейтенанту Максиму Цибульскому, остальные десять членов экипажа погибли.
В мае Северный флотский военный суд признал Геннадия Сучкова виновным, а ВС вчера отмел все доводы защиты о том, что суд первой инстанции основывал свое решение на одних лишь предположениях, а не фактах.
«Они все с ног на голову перевернули!» -- только и сказал отставной адмирал. Позицию Сучкова пояснил один из его адвокатов Михаил Маров: «Верховный суд не учел ни одного нашего замечания. На то, что лодка была загублена в отстое за 18 лет хранения, никакого внимания не обратили. А ведь именно из-за ее технического состояния погибли люди. Смерть людей находится в прямой причинно-следственной связи с потоплением лодки, а последнее в вину моему подзащитному не вменялось».
«Вдовы погибших обжаловали приговор, потому что были возмущены мягкостью наказания. Суд не только назначил Сучкову условное наказание, но даже не лишил его права занимать какие-либо посты на службе ВМФ. Со своей должности он был снят главкомом уже после вынесения приговора. Но в принципе потерпевшие приговором удовлетворены, ведь это первый случай, когда за гибель людей ответственность понесло командование флота, пускай даже и условно», -- считает г-жа Белова. Надежда Васильевна Жадан, мать погибшего капитана третьего ранга Юрия Жадана, адмирала Сучкова не винит, считает, что ему просто «не доложили все так, как было». «Мой сын был жив до последней минуты. Он и Цибульского этого на себе вытащил, а вот самому ему медпомощи вовремя почему-то не оказали, забыли про него», -- сокрушалась Надежда Васильевна.
Екатерина БУТОРИНА