|
|
N°161, 07 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы должны ясно видеть, на ком лежит вина"
Трагедия в Беслане продолжает оставаться на первых полосах зарубежных газет. Пока официальные лица присылают соболезнования России, западная пресса пытается проанализировать и причины всплеска террористической активности в нашей стране, и ответную реакцию российских властей на терроризм. Оценки западных изданий, мягко говоря, неоднозначны - от констатации того, что у российского руководства не было "хорошего" выхода из ситуации в Беслане и признания, что вне зависимости от действий спецслужб вина лежит именно на террористах, до жесткой критики российской политики на Северном Кавказе.
Focus (Германия)
«Глава Кремля стоял перед неразрешимой дилеммой: штурм слишком опасен, а уступка может повлечь за собой аналогичные теракты, что противоречит всей политической линии Путина. Обсуждались лишь возможность переговоров и тактика затягивания времени, в этом сходились все эксперты. <...> Это было «стратегией террористов», говорит Кай Хиршманн из Института исследования проблем терроризма в Эссене, «поставить Путина в ситуацию, где он может только проиграть - вне зависимости от того, что он предпримет».
The Times (Великобритания)
«Легко критиковать профессионализм и тактику российских спецслужб. Что-то пошло катастрофически неправильно в пятницу, когда переговоры превратились в кровавую перестрелку, в результате которой погибли по меньшей мере 400 человек. Это была плохо проведенная операция. Но мы должны ясно видеть, на ком лежит вина. Террористы решились подвергнуть опасности жизни детей, и ответственность за это лежит целиком на них. Сейчас не время обсуждать возможность переговоров о независимости Чечни. Виктор Черномырдин, премьер-министр России во время захвата больницы в 1995 году, совершил ошибку, пойдя на уступки террористам. Стоит один раз пересечь черту, и террористы всего мира будут думать, что они могут шантажировать власти. Но военная политика Путина в Чечне неэффективна, и он должен искать политическое решение. Большинство чеченцев хотят мира и ненавидят террористов, творящих от их имени чудовищные преступления».
The Financial Times (Великобритания)
«Г-н Путин совершает ошибку, выказывая столь большую веру силам безопасности как ответу на терроризм. Даже Соединенные Штаты с их значительно большими ресурсами не способны обеспечить защиту своим гражданам только лишь путем привлечения большего числа сотрудников служб безопасности. Как и на Ближнем Востоке, терроризм в России требует более комплексной реакции, в ходе которой надо анализировать не только следствия, но и причины событий. Попытка понять террористов не является оправданием того, что они совершают. Это первый шаг к ликвидации угрозы, которую они представляют».
The Wall Street Journal (США)
«Выступая в субботу с обращением к нации, президент Владимир Путин пообещал еще более ужесточить борьбу против чеченского терроризма. «Мы проявили слабость, а слабых бьют», -- отметил он. Его гнев и нежелание смириться с ситуацией можно понять, даже приветствовать. Для президента, поставившего на карту свою политическую карьеру, обещая навести в России порядок, кризис в Беслане, пожалуй, самое серьезное испытание из тех, что ему до сих пор довелось пройти. Никто не может обвинить г-на Путина в излишней мягкости по отношению к Чечне. Нет, проблема не в чрезмерной жесткости этой политики или мягкости, а в ее неэффективности».
Le Temps (Швейцария)
«Ни слова не было сказано о Чечне, этом источнике террористического загнивания, которое угрожает отныне гражданам всей России. В самом деле, гнусные рейды, которые устраивают чеченские или прочеченские боевики-экстремисты, уходят своими корнями в десятилетнюю войну, которую российские власти (при Ельцине, а потом и при Путине) ведут в Чечне".
Использованы материалы интернет-сайтов Инопресса.ру и ИноСМИ.ру