|
|
N°161, 07 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ярмарка тщеславия на Лидо
Кинофестиваль в Венеции показал половину программы
Если попытаться передать общее впечатление от нынешнего Венецианского фестиваля -- это что-то громадное и помпезное, чего раньше не ощущалось в элегической атмосфере острова Лидо. Программа не блещет шедеврами, о которых с придыханием говорили перед началом фестиваля, глядя на список режиссерских и актерских имен. Аль Пачино играет Шейлока в «Венецианском купце» Майкла Редфорда, страшно пуча глаза и делая из своего героя карикатуру. Том Хэнкс в «Терминале» Стивена Спилберга не менее карикатурен в образе аэропортовского бомжа из восточноевропейской страны Кракозии. Но какое это имеет значение, если голливудские суперзвезды в полном составе высадились на берегу венецианской лагуны и даже, несмотря на строгие ограничения, наложенные секьюрити, показались перед публикой?
Добавим к ним Дензела Вашингтона и Мэрил Стрип из «Маньчжурского кандидата», Кейт Уинслет и Джонни Деппа из «В поисках страны Neverland» и самого Тома Круза, сыгравшего в фильме Майкла Манна «Соучастник» таксиста, вовлеченного в ночную жизнь киллера. Вокруг этой картины в прессе завязались споры и прозвучали сожаления, что она показана вне конкурса, иначе не разминуться бы ей с «Золотым львом». Однако политика нового директора фестиваля Марко Мюллера, видимо, состоит в том, чтобы были и волки сыты, и овцы целы. Иными словами, он сумел убедить крупные американские компании дать в Венецию свои фильмы, но почти все они выведены из конкурса -- что дает призовые шансы картинам, далеким от мейнстрима.
Среди таких «5х2» Франсуа Озона -- изящная психологическая штудия отношений супружеской пары, представленная от развязки (развод) до начала романа, то есть в порядке, прямо противоположном хронологическому. Мы знаем Озона как искусника, умеющего плести красивые кружева и пародировать мифы известных актрис. Здесь тоже замечательно играет Валерия Бруни-Тедески, но это не напоминает формальный бенефис. Новый фильм скромнее по задачам и в то же время серьезнее: режиссер становится старше и вместе со своими героями начинает понимать, что с обретенной свободой смены партнеров его поколение утеряло что-то важное и уже невосполнимое. Конечно, пути назад, к традиционной семейной тирании и лицемерию уже нет, но нет и счастья, которое куда-то ускользает.
О невозможном счастье -- и фильм Светланы Проскуриной «Удаленный доступ». Само название его подчеркивает недостижимость того, к чему стремятся герои -- парень и девушка, живущие наедине со своими психологическими проблемами и мучительно вступающие в контакт с миром. Пока трудно сказать, насколько успешна может быть в конкурсе картина, любимая Марко Мюллером. Но это как раз то штучное кино, которому Венеция дает шансы. С окончательными выводами подождем до конца фестиваля. Российское кино будет представлено в оставшиеся дни еще двумя фильмами -- «Настройщик» Киры Муратовой и «4» Ильи Хржановского.
День показа русского конкурсного фильма в Венеции совпал с трагическими событиями в Осетии. Была объявлена минута молчания, многие здесь шокированы происшедшим, а местные газеты почти целиком заполнены материалами об этом. И на самом фестивале немало фильмов, которые касаются самых острых политических конфликтов наших дней. Увы, фильмы эти большей частью примитивны -- как «Гамбургский подвал» англичанки Антонии Берд, взявшейся изнутри на основе документов исследовать судьбы исламских камикадзе-фанатиков, но явно не справившейся с «темой 11 сентября». Однако все же интерес к политике огромен: американского режиссера и актера Тима Роббинса, привезшего в Венецию антибушевский памфлет «Пожизненно прикованные к постели», встретили здесь овацией, хотя с самого фильма, довольно однообразного и специфичного, публика наполовину сбежала.
Фавориты конкурса пока не определились, хотя о кандидатах на актерские призы говорить уже можно. Из женщин больше всего шансов имеет Валерия Бруни-Тедески из фильма Озона. Что касается мужчин, то главный претендент на награду -- испанец Хавьер Бардем, блестяще сыгравший в фильме Алехандро Аменабара «Внутреннее море». И раньше было известно, что Бардем -- артист экстра-класса. Он был номинирован на «Оскар» за роль кубинского поэта-гомосексуалиста. В новом фильме у актера задача еще посложнее -- сыграть инвалида-паралитика, не способного даже повернуться в постели или двинуть рукой и поднести ко рту ложку. Это не помешало Бардему создать эмоциональный образ, полный обаяния и даже чувства юмора. Герой в течение десятилетий ведет борьбу за право добровольно уйти из жизни. Серьезность проблемы легализации эвтаназии, как считают многие, может принести картине и более крупный призовой улов, тем более что в ней есть неоспоримые режиссерские достоинства.
Похоже, что главные сюрпризы в конкурсе припасены на последние дни фестиваля. Это экранизация «Ярмарки тщеславия» -- говорят, актуализированная и без труда переносимая на кинематографические и фестивальные нравы. Это и фильм с Николь Кидман «Рождение», и новые работы известных режиссеров Майка Ли, Амоса Гитая, Вима Вендерса и Тодда Солодца. Будет серьезный итальянский десант: особенно ждут картину «Ключи от дома» Джанни Амелио. После того как в прошлом году «Золотой лев» ускользнул от итальянцев (фильм Марко Беллоккио «Доброе утро, ночь» считался фаворитом) и достался неизвестной русской ленте «Возвращение», в Италии ждут реванша. Итоги фестиваля подведет жюри под председательством британского ветерана Джона Бурмана.
Елена ПЛАХОВА