Время новостей
     N°161, 07 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2004
Плезантвиль из порселена
В усадьбе «Кусково» открылась выставка немецкого фаянса
Если доведется побывать в славном городе Дюссельдорфе, обязательно сыщите остановку трамвайчика, следующего до конечной «Парк Бенрат». Ехать через весь город. Урбанистический ландшафт постепенно сменяется деревенским -- поля, луга, особнячки, фермы за расписанными граффити заборами... Трамвай останавливается у древней парковой решетки. Читаем надпись: музей-заповедник «Бенрат», покупаем билет, шагаем по главной парковой аллее, заходим на парадный двор -- и вот он, культурный шок. Сооруженное в середине XVIII столетия для пфальцского курфюрста Карла Теодора поместье оказывается ближайшим родственничком знакомых с детства подмосковных имений. Розовые павильончики с кудреватым декором в стиле рококо, правильные аллеи, прудики, неотесанные, угловатые девицы из мрамора, изображающие не то Прозерпину, не то Цереру. И пахнет свежескошенной травой. Где-то мы все это наблюдали... Например, в Кускове, таком же деревенском Плезантвиле, трогательном и очень обаятельном в своем серьезном стремлении подражать римской вилле или французской «версале». Расположенное когда-то «близ Москвы», сейчас в черте города, Кусково выстроено для графа Шереметева во второй половине того же XVIII столетия.

Канцелярии музеев наследия «галантного века» Дюссельдорфа и Москвы просто обречены на вечный союз и содружество. Весной в Дюссельдорфе открылась выставка российского фарфора из собрания Кускова. С минувших выходных в фарфоровом царстве Кускова -- Оранжерее -- гостят керамические экспонаты из дюссельдорфского Хетьенс-музея. На вернисаже директор господин Хакеньос рассказал о том, что своим рождением Хетьенс-музей обязан страсти жившего в XIX веке Лауренца Хайнриха Хетьенса коллекционировать красивые вещицы из фарфора, фаянса, других керамических масс. Сегодня это единственный музей (в Дюссельдорфе по крайней мере точно), собирающий и представляющий универсальную историю керамики от ее истоков до современности.

В московский Музей керамики и усадьбу Кусково привезли изделия немецких фаянсовых мануфактур конца XVII -- первой половины XVIII столетия. Выглядят изделия очень забавно -- в пандан милой, простодушной архитектуре немецких и российских поместий. В разных витринах множество традиционных немецких пивных кружек, на одной, из Шрецхайма, изображен Святой Георгий, поражающий дракона. На огромных блюдах из Франкфурта нарисованы схожие с балаганными куклами китайцы. Металлической крышкой закрыто внушительных размеров фаянсовое ведро для хранения табака. Керамический слон тащит на спине башню. Из бойниц раньше шел дым, так как скульптура эта была курильницей. Брауншвейгцы подражали изящным фарфоровым фигуркам знаменитой мануфактуры немецкого Мейсена, но фаянс -- материал попроще и погрубее, потому грация у их героев немного неуклюжая. Фигурки напоминают деревянные игрушки «топорной работы».

Им под стать запечатленный в фаянсе специфический германский юмор. Вот корона из капустных листьев, вот ползающие по дну чашки мохнатые фаянсовые гусеницы, вот разложенные на блюде фрукты-обманки, вот сидящий верхом на пивном бочонке розовощекий, окосевший от пьянства парень-Вакх в одежде бюргера.

Все предметы собраны из разных городов Германии. Фаянсовое производство в стране начало развиваться с 1660-х годов. Старейшие мануфактуры были во Франкфурте-на-Майне и в Ханау. Конечно, немецкое производство ориентировалось на первоклассные в то время нидерландские, дельфтские, образцы. Однако изощренный нидерландский (а через него и китайский) стиль «корректировался» в том же наивном, «рустическом» (деревенском) духе, что успокаивает и согревает и во время посещения усадеб европейской провинции, и во время чтения сказок братьев Гримм.

подпись под картинкой: Изделия из фаянса часто подражали фарфоровым вещицам. Например, таким, как эта ваза, созданная мастером Кандлером на открывшейся в 1708 году в Германии Мейсенской мануфактуре

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки