Время новостей
     N°160, 06 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2004
Знак беды
В России наступило другое историческое время
На месте школы №1 в городе Беслан поставят памятник. Еще никогда в истории человечества в терактах не гибло столько детей. Это "еще никогда" и означает начало другого исторического времени для России.

Мы оказались в критической точке исторического выбора. В стране война -- это признал президент. Причем такая война, которая по определению не выигрывается только армией и только спецслужбами. Потому что противник везде и нигде. Потому что у терроризма нет национальности и прописки. Выиграть такую войну можно только благодаря солидарным усилиям власти и гражданского общества. Но для этого в России должны наконец появиться ответственная власть и гражданское общество.

Выбор, перед которым оказалась Россия, -- по сути выбор между диктатурой и демократией. Можно и дальше "завинчивать гайки". Можно пытаться бороться с терроризмом, окончательно подменив объективную информацию в стране пафосной пропагандой, ликвидировав всякий политический процесс, уповая на одну "силу силовиков".

Есть и другой путь. Прекращение мелкой и крупной пропагандистской лжи, которая сопровождала политику на Кавказе в последние годы, включая трагедию Беслана. Превращение невнятного, сбивчивого, сумбурного монолога власти, пытающейся объяснить очередной варварский теракт экстремистов и очередной провал силовиков, в полноценный честный диалог с обществом.

Никто не заставляет власть раскрывать детали спецопераций. У профессионалов в спецслужбах есть своя информация и свои методы работы, которыми они не должны делиться с обществом. Но чтобы в России появилось гражданское общество, чтобы у власти была реальная поддержка в борьбе с терроризмом, 100 или 110 миллионов активных граждан России обязаны знать, что на самом деле происходит в их стране. В нашей стране.

Граждане должны знать, что в Чечне еще очень далеко от налаживания мирной жизни и там нет успешной контртеррористической операции, а есть война. Что в Чечне нет силы, которая в полной мере контролировала бы обстановку в республике. Такой силой пока не являются ни федеральные войска, ни духовенство, ни вновь избранный президент республики. Что тотальные и зачастую безадресные зачистки не приводят к уменьшению террористической угрозы. Что силовые структуры, базирующиеся на Северном Кавказе, раскоординированы и в своем нынешнем состоянии не способны предотвращать теракты.

Чтобы общество, все сознательные граждане помогли власти бороться с терроризмом, им должны объяснить, что есть серьезные межэтнические противоречия в Дагестане. Что крайне нестабильной остается ситуации в Ингушетии. Что конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии между осетинами и ингушами был загнан вглубь, но отнюдь не разрешен.

Обществу нужно честно рассказать, для кого и почему война на Кавказе стала бизнесом, и признать, что среди этих "бизнесменов" отнюдь не только головорезы-террористы. Наконец, общество нужно детально и подробно информировать о законодательных инициативах, о политических решениях, которые будет принимать власть в своем стремлении остановить террор.

Есть еще одна принципиальная вещь: меры безопасности не должны быть направлены против базовых гражданских свобод. Если создать в стране обстановку осажденной крепости, люди и будут жить как в крепости, в атмосфере тотального страха. Именно этого -- тотального страха людей за свою жизнь и жизнь своих близких -- добиваются террористы.

Общество -- необходимый, неотменимый партнер государства в борьбе с терроризмом, а не просто бессловесный "охраняемый объект".

Только демократия поможет россиянам осознать себя полноценным народом, той самой единой нацией из людей разных национальностей, которые способны противостоять общему и безусловному злу.

У трагедий исторического масштаба есть одно важное свойство -- они объединяют людей. Та дистанция между властью и народом, которая всегда была в России неоправданно велика и которая последние годы, увы, не уменьшилась, должна сократиться. За страну отвечает не один президент, за страну отвечает вся нация. Но чтобы отвечать за страну, нация должна знать, чувствовать, понимать, за что именно она отвечает. Какие у страны цели и ценности.

Волна террора, захлестнувшая Россию, -- знак беды. Эта беда сегодня унесла жизни детей в Беслане, но завтра она может унести жизни детей в любой другой точке страны. Народу дается шанс -- пусть такой страшной, кровавой ценой -- наконец стать народом. Власти дается шанс стать властью, защищающей людей, а не корпоративные и личные интересы. Чтобы больше никогда не пришлось ставить памятники нашим погибшим детям на месте взорванных террористами школ.

Семен НОВОПРУДСКИЙ
//  читайте тему  //  Трагедия в Беслане