|
|
N°160, 06 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ближневосточная «химия» Сергея Лаврова
Израильтяне и арабы ждут от России чего-то нового
Сегодня 54-летний министр иностранных дел России Сергей Лавров проведет в Иерусалиме переговоры с руководством Израиля. Первой в графике стоит встреча с 76-летним премьер-министром Ариэлем Шароном. Ближе к вечеру г-н Лавров, впервые посещающий Ближний Восток в качестве министра, увидится еще с одним патриархом израильской политики, 81-летним Шимоном Пересом.
Шарон и Перес -- лидеры противоположных политических лагерей. Первый возглавляет более воинственную правую партию «Ликуд», находящуюся сейчас у власти. Второй стоит во главе склонной к пацифизму левой партии «Авода». Оба они стремятся обезопасить сограждан от терроризма. Разница в том, что Шарон в большей степени делает ставку на силу, а Перес -- на мирные переговоры с палестинцами, добивающимися создания своего независимого государства.
Г-н Лавров сегодня услышит обе точки зрения и еще много слов о том, что борьба с терроризмом роднит израильтян и россиян, как никого другого. Но Москве всегда была ближе позиция Шимона Переса, получившего в 1994 году Нобелевскую премию мира за переговоры с палестинцами. Тогда ее получил и 75-летний лидер палестинской автономии Ясир Арафат, с которым не желает разговаривать премьер Ариэль Шарон, и тогдашний премьер Ицхак Рабин, убитый в ноябре 1995 года не признавшим тех переговоров еврейским экстремистом.
Россия и сейчас настаивает, что с Ясиром Арафатом израильтяне могли бы продолжать вести дела как «с законным лидером палестинского народа». В конце концов, «если израильское руководство будет априори считать всех палестинцев террористами, то мира в регионе тогда уж точно не настанет», говорят российские специалисты по Ближнему Востоку. Москва также считает, что израильское руководство могло бы отнестись более уважительно к резолюциям ООН по палестинской проблеме, которых за полувековой конфликт было более чем достаточно. «Мы обсуждаем сейчас так же пути координации международных усилий в связи с планами израильтян уйти из сектора Газа», -- заявил позавчера, находясь в Египте, Сергей Лавров. Он напомнил, что «существует международный план урегулирования «Дорожная карта» и призвал все стороны придерживаться его.
Вчера в Бейруте по завершении переговоров с ливанским коллегой Жаном Обейдом российский министр заявил, что Москва выступает за всеобъемлющее урегулирование на Ближнем Востоке, включая ливанский и сирийский аспекты. «Решение конфликта может быть только всеобъемлющим, включающим все стороны, все аспекты, основанное на "Дорожной карте" и соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН», -- сказал г-н Лавров. Главным конфликтом министр назвал палестино-израильский, подчеркнув при этом важность урегулирования на ливано-израильском и сирийско-израильском направлениях.
Появление российского министра в регионе носит еще и ознакомительный характер. В разговоре израильтяне часто называют появление между людьми взаимных симпатий «химией». «Мы хотели бы, чтобы такая «химия» возникла у нас с Сергеем Лавровым» -- так объяснил «Времени новостей» суть визита г-на Лаврова в Иерусалим и в Тель-Авив один из израильских дипломатов. Поэтому программу обе стороны попытались сделать максимально насыщенной.
Сергей Лавров возглавил Министерство иностранных дел в марте этого года. С тех пор израильтяне еще толком не разобрались, ждать или нет каких-то изменений в политике России на Ближнем Востоке с приходом нового министра. Тот же вопрос интересует и арабов.
В пятницу и в субботу г-н Лавров побывал в Египте, где провел переговоры с президентом Хосни Мубараком. Вчера российская делегация посетила Ливан. Завершится турне поездкой в Сирию. Арабы и израильтяне постоянно мечтают перетянуть на свою сторону важных международных посредников, в число которых входит Россия. Москва же пока придерживается, как это ни сложно, политики «равной удаленности» от конфликтующих сторон. При желании ее можно назвать, конечно, политикой «равной приближенности».
Израильтяне в приватных беседах не скрывают удовлетворения хотя бы тем, что российский министр не посетит палестинскую автономию. Казалось бы, мелочь, а приятно. Официально это объясняется тем, что визит и без того насыщенный, да и встречи с палестинцами состоятся в Москве сразу же после возвращения туда г-на Лаврова: в российскую столицу 8 сентября приезжает палестинский премьер Ахмад Крэа (известный как Абу Аля). Тем не менее внимательно следящие за ситуацией на Ближнем Востоке помнят, что израильтяне уже второй год требуют от иностранных дипломатов не встречаться с Ясиром Арафатом. Председатель палестинской администрации живет в городе Рамалла -- это на Западном берегу реки Иордан где-то в сорока минутах езды от Иерусалима. Технически заскочить к Арафату -- без проблем. Практически же израильтяне установили для исторического лидера палестинцев режим жесткой международной изоляции.
В июле прошлого года тогдашний глава российского МИДа Игорь Иванов нарушил запрет израильской стороны и все-таки съездил в Рамаллу. Ясир Арафат, мало с кем общающийся из-за израильской блокады, был рад безумно и едва не плакал от наплыва эмоций. А вот израильтяне обиделись и предупредили о нежелательности одновременного визита российской делегации собственно в Израиль. И хотя в Москве потом российско-израильские встречи случались, но вот в Тель-Авив г-н Иванов так и не съездил.
Елена СУПОНИНА, Каир--Бейрут--Тель-Авив--Иерусалим