Скандальная история с жителями Северного Кавказа, с которыми 1 сентября отказались лететь в Москву российские туристы, отдохнувшие на египетском курорте Шарм-эль-Шейх по туристическим путевкам «Мостревел»,еще не закончилась. Как стало известно нашей газете, четыре дагестанца (две женщины, мужчина и четырехлетний мальчик) просидели в аэропорту три дня, пытаясь сесть на следующие чартерные рейсы. Бдительные российские пассажиры умудрялись передавать по цепочке информацию о подозрительных мусульманах. Каждая следующая группа туристов, шумя и скандаля, наотрез отказывалась принимать на борт правоверных.
Вчера российское консульство в Египте уговорило злополучных дагестанцев покинуть аэропорт Шарм-эль-Шейха, откуда шансов улететь у этих граждан России не осталось, и перебраться в Каир, чтобы уже оттуда попробовать вылететь на родину. Консул России в Египте Сергей Степанов рассказал «Времени новостей», что российское консульство даже оплатило дагестанцам переезд в Каир: «У них было столько багажа, что все их баулы не помещались на одном такси, пришлось заказывать две машины. На это мы выделили им 600 египетских фунтов. Это около 100 долларов».
Сергей Степанов пояснил, что багаж злополучных пассажиров и их досье были тщательно проверены с помощью египетских служб безопасности. Однако консул признал, что отказ туристов взять на борт дагестанцев был не только следствием паники после гибели в российском небе 24 августа двух самолетов, на борт которых прошли чеченки-камикадзе. По словам г-на Степанова, поведение выходцев с Кавказа было необычным и даже «демонстративно вызывающим». Еще в аэропорту одна из женщин, Гаджиева (ее попутчиками были Атаева и Апаев), заперлась в туалете вместе с малышом, чтобы совершить омовение перед молитвой. Выйдя оттуда, она вместе с сыном расположилась для молитвы, усердно прося о чем-то Аллаха. Все это происходило на глазах почти 300 пассажиров самолета Ил-86 авиакомпании KrasAir («Красноярские авиалинии»). Впрочем, по словам самих пассажиров, подозрительная попутчица направилась в туалет не в аэропорту, а уже на борту лайнера. Одета женщина была в соответствии с самыми жесткими предписаниями фундаменталистов -- во все черное с головы до пят, лишь узкие прорези для глаз. Туристы позаботились о том, чтобы «ваххабиты», как их тут же прозвали, вообще не смогли улететь никаким российским бортом. Кто-то из пассажиров дозвонился до влиятельных лиц в Москве, которые попросили местных российских дипломатов поскорее взять ситуацию под контроль.
Подозрительных деталей было немало. «Билеты на чартер они приобрели с нарушением норм через знакомых в Москве. Билеты были только в один конец и по самому дешевому, около 150 долл., тарифу, -- объяснил нам г-н Степанов. Билеты на чартер, по его словам, «выдаются только при наличии турпутевки, а таковой у этих людей конечно же не было». При этом 44-летняя дагестанка прожила в Египте несколько лет как… «студентка каирского исламского университета Аль-Азхар». По данным российского консульства, с таким студенческим статусом в Египте находится сейчас до 400 граждан России, в основном из Башкирии, Татарстана, Чечни, Дагестана. Для многих из них учеба лишь прикрытие для других дел, например для челночного бизнеса.
Более того, муж одной из дагестанок, пытавшейся улететь на туристическом чартере, был три года назад заподозрен египетскими спецслужбами в связях с местными исламистами и на этом основании тогда же выслан в Россию. Двое его дагестанских соратников признаны египтянами виновными в экстремистской деятельности, в связях с местными запрещенными группировками и получили в 2001 году один пять, другой 15 лет тюрьмы. Отбывающие срок в Египте дагестанские «ваххабиты» поначалу отказывались поддерживать связь с представителями российского посольства в Каире. Однако после очередной драки с другими арестантами и заключения в карцер они сами попросили свиданий, теперь их время от времени навещают наши дипломаты.
Странные пассажиры, конечно, не планировали взрывать самолет. «За ними ничего опасного не числится. Они легально находились в Египте, а в этой стране очень жестко пресекают экстремизм. Они были вправе вернуться в Россию», -- объяснил «ВН» консул Сергей Степанов. Он сказал, что намерен в ближайшие дни вызвать дагестанцев на собеседование (их координаты у посольства имеются): «Я порекомендую им не вести себя впредь столь вызывающе. С учетом происходящего в России это же как красная тряпка для быка!»