|
|
N°159, 03 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Искусство, которое покупают
В Москве открылись сразу две выставки Константина Батынкова
Художник Константин Батынков медленно, но верно выходит в герои нашего художественного рынка. И на собственном живом примере демонстрирует то, как порядок бьет класс, терпение и труд перетирают все проблемы, а последние становятся первыми. Батынков остается последней резервацией добродушного народного «митьковского» творчества. Он прост, бодр, трудолюбив, доступен. И потому любим коллекционерами и кураторами. Его картины -- национальные по форме, разнообразны по содержанию: ледоходы, вертолеты, лыжники, снеговики, елки и прочие эпические герои действуют среди бескрайних снегов, просторов, торосов. Современные, иногда припозднившиеся лет на десять-двадцать сказки Батынкова отлично вписываются в самые разные контексты и даже в выставки, посвященные мэтрам современного искусства -- Кабакову и Рогинскому. В результате репрезентативного опроса высоколобой художественной общественности Батынков стал лауреатом премии «Мастер» по разделу графики. Всякий, кто видел, как разлетаются, словно горячие пирожки, его работы на ярмарках, поймет, что в России сформировался художественный рынок. И на искусство есть спрос -- почти ажиотажный. Злопыхатель скажет, что цены на работы Батынкова невелики (хоть и растут постепенно). Но ведь много и других «недорогих» художников. Однако успеха скромных черно-белых полотен Батынкова им достичь не удалось.
Редкому художнику удается открывать несколько выставок в год -- на одних нет спроса, другим нечего предложить. У Батынкова все гармонично -- вот и теперь он открывает две выставки одновременно. Одна, в бюро "Презентуар" с названием «Без названия». Но с правдивым, точно описывающим декоративные качества всех произведений Батынкова, подзаголовком «Стильная графика для вашего интерьера». Другая выставка в галерее «Крокин» посвящена юбилею серьезного исторического события -- легендарной бульдозерной выставке. Тогда советская власть наехала на выставку свободных художников мощной уборочной техникой. У акции было много разных последствий -- есть персонажи, до сих пор реализующие рекламный потенциал легендарных событий. Батынкову же просто нравятся бульдозеры -- симпатичные машинки у него ничуть не более агрессивны, чем другие персонажи. И совсем редко наезжают на художников. Впрочем, Батынков не возражает и против наездов, даже предваряет выставку долготерпеливым и многомудрым эпиграфом: «У каждого художника своя бульдозерная выставка. Сначала по тебе проехали, а потом купили». Потому бульдозеры Батынкова -- обаятельные и трудолюбивые, разнообразные и эмоциональные. Организовавшись в цепочки и поодиночке, они старательно пашут художественную целину, периодически светясь от усилий напряженным красным цветом. Сразу видно, что художнику повезло с бульдозером и собой. Благодарно принятые удары судьбы помогли ему написать такие бульдозеры, что любой интерьер украсят. Даже тем, кто понятия о бульдозерной выставке и других художественных проблемах не имеет.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ