Время новостей
     N°159, 03 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2004
Нефтяной удар
Американцы стали экономить на автомобилях
Резкое падение продаж автомобилей в Америке по итогам августа из-за роста цен на бензин заставило экспертов пересмотреть свои прогнозы. Ранее они сулили США новые перспективы роста на фоне стагнации европейского авторынка. Однако автоконцерны, теряющие прибыль, намерены сократить объем производства, что в конечном итоге может спровоцировать замедление роста экономики страны в целом.

США считаются самым емким рынком в мире -- на долю тысячи американцев, по данным, озвученным на днях главой BMW Хельмутом Панке, приходится около 900 автомобилей. В Европе этот показатель равен 500, в Китае -- менее 10, а в России, по данным Минтранса, -- 200. Из 60 млн проданных в мире за прошлый год автомобилей на долю США приходится около 16,7 млн. Говоря о достаточно стабильном положении экономики Штатов, эксперты еще недавно прогнозировали, что американцы будут увеличивать траты на покупку машин.

Однако согласно опубликованному отчету исследовательской компании Autodata Corp, объем продаж автомобилей в США по итогам августа упал на 7,8% по сравнению с показателем за тот же период 2003 года. По сравнению с данными за июль продажи снизились на 12,4%, до 1,43 млн авто. При этом General Motors сократила объем реализации в августе (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 14%, Ford -- на 13%, DaimlerChrysler -- на 5,7%.

Падение спроса на продукцию американских концернов не стало неожиданностью. По данным Automotive News, в прошлом году продажи GM упали на 2,1% (по сравнению с 2002 годом), Ford -- почти на 4%, DaimlerChrysler -- на 3%. Но, как отмечают отраслевые эксперты, впервые почти за два года столь значительное снижение коснулось одновременно всех шести крупнейших на американском рынке поставщиков автомобилей. В том числе и ведущих японских производителей, которые до этого только наращивали в США свое присутствие (в прошлом году доля продаж Toyota увеличилась на 11,2%). В середине августа вице-президент североамериканского отделения японского концерна Боб Картер уверял, что «несмотря на некоторое снижение спроса, концерн планирует увеличить объем продаж по сравнению с августом прошлого года». Между тем, по данным Autodata Corp, продажи Toyota в Америке снизились по итогам прошлого месяца на 10%, Honda -- на 14%, Nissan -- на 0,6%.

По мнению экспертов, причиной происходящего является уменьшение потребительского спроса на фоне рекордных цен на топливо. С начала года бензин в США подорожал на 25% в связи с высокой ценой на сырую нефть, по объему потребления которой Штаты занимают первое место в мире (более 25% от мирового объема). При этом 60% потребления приходится на импорт.

Наиболее заметно упал спрос на автомобили, расходующие большое количество бензина. До сих пор американские эксперты считали сегмент внедорожников, учитывая спад интереса в США ко всем другим типам машин (включая седаны), наиболее перспективным с точки зрения роста. Однако повышение цен на топливо внесло коррективы в приоритеты американцев. Продажи внедорожника Chevrolet Suburban (GM) в августе упали на 38%, а Ford Expedition, несмотря на скидки в 6 тыс. долл. на машину, -- на 23%. На 38,7% снизился объем реализации Toyota Sequoia, модели, специально разработанной японским концерном для усиления позиций в США (Sequoia должен был составить конкуренцию полноразмерным автомобилям Ford и GM).

Стремясь сократить издержки, два крупнейших в США автопроизводителя -- GM и Ford -- уже объявили, что в четвертом квартале сократят объем производства на 7 и 8% соответственно. Поскольку автопроизводители играют огромную роль в развитии промышленного сектора Штатов, их решение «может привести к понижению прогноза роста экономики США», заявил The Wall Street Journal экономист Comerica Bank Дэвид Литтман. Впрочем, по мнению экономистов Citigroup Private Bank, если цена на нефть до конца года будет такой же, как средняя цена в первом полугодии, рост экономики США в следующем году и так замедлится до 3,5% против 4,5% в текущем.

Для японских компаний снижение продаж уже привело к падению котировок акций. В то время как бумаги азиатских нефтяных компаний выросли вслед за увеличением стоимости нефти, акции Toyota подешевели в четверг в начале торгов на Токийской фондовой бирже на 0,7%, Honda -- на 1,7%, Nissan -- на 1,1%.

«Вряд ли спрос на автомобили в США останется таким же значительным, как раньше, это негативно отразится на прибылях автомобильных компаний», -- цитирует Интерфакс эксперта Макото Сакума из Asahi Life Asset Management Co.

Яна ГОДОВАНАЯ