Время новостей
     N°159, 03 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2004
Деньги любят результат
Счетная палата будет проводить бюджетные проверки по-новому
Счетная палата нашла себе новую сферу деятельности. Теперь она будет проверять не только законность, но и эффективность расходования бюджетных средств. С 2005 года каждое контрольное мероприятие будет включать в себя «экспертизу результативности расходования средств федерального бюджета».

По словам представителей Счетной палаты, планируемые мероприятия будут «выходить за рамки традиционных проверок законности». Аудит эффективности, по мнению Счетной палаты, должен показать социально-экономические результаты вложений -- например, как от потраченных денег улучшилось здоровья населения или снизился уровень преступности.

По мысли Счетной палаты, новый вид аудита позволит «выявить причины неэффективного использования госсредств и на основе этого разработать рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и законодательства».

Подобные идеи уже посещали сотрудников Счетной палаты. И заниматься их реализацией был приглашен ныне аудитор, а ранее вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд. По его мнению, основным принципом уже осуществляемой в России бюджетной реформы должен стать переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, что требует перестройки всей системы государственного финансового контроля. В порядке эксперимента в 2003 году уже было проведено несколько «проверок на эффективность».

Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» поддержал задумку Счетной палаты: «Сегодня почти общее место, что государство точно не знает, каков экономический эффект от траты бюджетных денег». По мнению аналитика, ключевой вопрос в реализации «аудита эффективности» -- выбор критериев: «Есть два пути, в рамках которого может реализовываться этот замысел. Можно просто считать формальные критерии эффективности. Например, возврат бюджетных денег. Но при таком раскладе у нас самыми эффективными окажутся инвестиции в нефтяной сектор, а самыми неэффективными -- расходы на фундаментальную науку. К сожалению, есть сторонники этого пути, потому что он прост и подкупает своей универсальностью. Но он не позволит решать проблемы, которые стоят перед экономикой. Это некая универсальная шкала, по которой можно сравнивать многие программы. Проблема в том, что эта шкала сама по себе кривая».

Второй вариант, по словам г-на Белоусова, нетривиален, дорог, но более эффективен. «Можно попытаться создать систему (подобная деятельность велась при анализе Федеральных целевых программ), которая будет анализировать эффективность использования бюджетных ресурсов с точки зрения достижения тех целей экономического развития, которые заданы президентом. Нужно будет проверять, как идет реализация задач на каждом этапе», -- предлагает Дмитрий Белоусов.

Эксперт считает, что российское правительство сейчас выбирает именно второй путь, который требует мониторинга -- внутреннего со стороны Минфина, Минэкономразвития и правительства и внешнего со стороны Счетной палаты.

По мнению Валерия Горегляда, в данный момент очень актуальна разработка единой концепции законодательного обеспечения деятельности высших органов государственного контроля, в частности государств -- участников СНГ, которая могла бы стать ориентиром для совершенствования национального законодательства. В этой концепции прежде всего должно быть предусмотрено обязательное законодательное закрепление аудита эффективности. Правда, в чем оно будет выражаться, аудитор пока не уточняет. Единственное, что пока точно известно, -- сроки, объемы, способы и методы аудита эффективности будут устанавливаться с учетом требований международных стандартов контрольно-ревизионной деятельности.

Дарья ГУСЕВА