|
|
N°122, 11 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Братание
Популярный фильм продолжился милитаристским концертом
Данила Багров плодится и размножается. Одновременно с целлулоидным, киношным Данилой вышел виниловый Данила -- саундтрек, который очень хорошо продается. Скоро выйдет электронный Данила -- компьютерная игра. Мог бы появиться и бумажный Данила -- книга. А в субботу фанаты видели Данилу во плоти -- Сергея Бодрова. Состоялся концерт «Брат-2» живьем в Олимпийском».
Критики долго спорили об этике фильма: кто такой Данила -- шовинист с пистолетом или Робин Гуд? Ответа нет, но концерт дал понять -- герой бешено популярен. Несмотря на то, что пожар в «Останкино» лишил концерт телерекламы, "Олимпийский" был полон. Бодрова зал встречал круче, чем иных рок-звезд.
Концертный отдел "Реал рекордз" (издатель саундтрека) существует недавно, но опыт у него есть -- великолепный концерт "Zемфиры". На этот раз все было организовано не столь блестяще. Несмотря на вращающуюся сцену между выступлениями возникали длинные паузы, публика свистела и топала по трибунам. Надписи на экране возникали раньше срока, а в отрывках из фильма разобрать слова было невозможно. Заявленное режиссером "театрализованное шоу с элементами эпатажа" таковым, увы, не было. Актеры исполняли роли шоуменов (Виктор Сухоруков -- успешно) и заводили зал популистскими лозунгами. В декорациях -- при наличии воображения -- можно было увидать нью-йоркские небоскребы, но они просто стояли. Каскадеров не было. Под "театральностью", видимо, понимались два автомобиля, доставлявших на сцену Сухорукова. Ни с того ни с сего на сцену вышел шоу-балет, но его появление не было никак привязано к ткани концерта.
Все это не производило впечатления связного (сюжетно и концептуально) шоу. Отдельные номера музыкантов, отдельные речи актеров, свет отдельно от звука и т.д. Самым интересным было выступление продюсера саундтрека Михаила Козырева, но режиссером-то был, увы, не он, а Андрей Сычев.
Музыканты не спели ничего такого, чего зал бы не знал наизусть. "Чичерина", "Би-2", Найк Борзов, "Аквариум" и проч. исполняли проверенные хиты. Звук был, в общем, неплох. Лучше всех -- у "Смысловых галлюцинаций", чей саунд шел, казалось, отовсюду. Самых громких аплодисментов удостоился детский хор, спевший "Гуд бай, Америка".
По законам риторики лозунги, бросаемые в возбужденную толпу, должны быть просты и доходчивы. Так и действовал тамада вечера Сухоруков. Звучали слова "родина", "братья", "непобедимы", "вместе" и даже отрывок из стихотворения "С чего начинается Родина". Временами актера сносило от патриотизма к космополитизму -- публика реагировала с тем же восторгом. Космополитизм был, впрочем, снисходительным, живо напоминал о Михаиле Задорнове с его отношением к иностранцам. Больше всего публику порадовало нецензурное слово.
Ключевая фраза фильма -- "Русские на войне своих не бросают" -- со сцены произнесена не была, но из зала ее выкрикивали часто. «Войны» вообще хватало: Бодров рассказал о битве на Чудском озере, шоу-балет плясал в военной форме. Показали все сцены фильма с отстреливающимися героями. Народ реагировал радостным воем. "Вместе мы непобедимы", -- кричал Сухоруков. А ведь мы, вроде бы, ни с кем и не воюем... "Мы никак не можем привыкнуть жить без войны", -- пел Владимир Шахрин. И был прав. Война, помимо всего прочего, -- одно из средств сплочения нации. Организаторы шоу говорили, что оно будет "патриотическим". В который раз патриотизм слился с духом войны и противопоставлением себя всему миру.
Похоже, многие гости "Олимпийского" живут с войной в голове: с чеченцами, американцами, толстосумами или соседями -- неважно. Величие русского духа воспринимается ими через славные победы русского оружия: в уличной ли перестрелке с бандитами или на ристалище. При этом они зла не хотят: когда дирижер детского хора пожелал своим подопечным никогда не знать войны, зал зааплодировал. Но то дети, а для публики мирное время не настало. "Мы стоим за дело мира, мы готовимся к войне". Кажется, виноваты во всем этом два противоположных комплекса: комплекс сильной, а сейчас униженной державы и комплекс самого мирного народа. Старо, но, увы, действует.
Для "Реал рекордз" это бизнес. С точки зрения бизнеса все делали правильно -- во всем мире жизнь популярного киногероя продолжается в саундтреках, сериалах, концертах, на майках и в компьютерах. Будь шоу получше срежиссировано, к "Реалу" не было бы претензий.
Зрители выплеснули агрессию, наорались, наплясались и, усталые, пошли домой. Может, и впрямь такие шоу способствуют единению да сплочению, а прочее -- интеллигентское брюзжание? Хотелось бы, чтобы так и было.
Святослав БИРЮЛИН