Праздник. День знаний. Урок мира. И грудные дети в числе сотен заложников в средней школе №1 североосетинского города Беслан на границе с Ингушетией, захваченных очередными шахидами. Трагедия. День боли. Урок войны.
Нет никакой контртеррористической операции в Чечне. Есть террористическая война в России. И нам нужно понять, почему мы -- власть и общество -- проигрываем эту войну.
Накануне нападения боевиков на Ингушетию, случившегося 22 июня 2004 года, появилось интервью Аслана Масхадова радиостанции "Свобода" с угрозами распространить террористическую войну на всю территорию России. Российские спецслужбы тут же дружно назвали эти заявления политическим пиаром. А официальные общенациональные телеканалы продолжали вовсю транслировать пасторали на тему восстановления мирной жизни в Чечне и петь дифирамбы футбольным победам грозненского "Терека", для безопасности базирующегося в Минводах.
Увы, кровавый террористический пиар боевиков оказался правдивее благостного политического пиара Москвы. И террористы предъявили свои -- убийственные -- аргументы.
Российская власть, видимо, убедила себя, а не только население, что перманентных безадресных зачисток в Чечне вполне достаточно, чтобы считать ситуацию на Кавказе стабильной. Превратив реальную войну на Кавказе в пиар-кампанию спецслужб, власть не сумела или не захотела понять: контртеррористическая операция не может замыкаться и не замыкается на одной Чечне. Террористам уже давно удалось "интернационализировать" конфликт. Под ударом находится вся страна, любой объект, дети и взрослые. Война ведется на земле и в небе.
В Москве уже были теракты, но не было терактов в самолетах. Это оказалось неожиданностью для российских спецслужб. В Ингушетии уже шли бои, но никто не ожидал, что в ночь на 22 июня в стольких местах сразу на республику, которой, между прочим, управляет генерал ФСБ Мурат Зязиков, нападет так много боевиков. Не ожидали, несмотря на прямо озвученные угрозы, несмотря на попытку убить самого генерала Зязикова, которого спасла от смерти только крепкая броня "Мерседеса".
Северная Осетия -- единственная православная республика российского Кавказа -- формально считалась самой спокойной в регионе. Хотя на рынках Владикавказа постоянно гремят взрывы. Хотя смертники уже взрывали военный госпиталь в Моздоке. Хотя существует загнанный вглубь, но отнюдь не урегулированный конфликт между осетинами и ингушами в борьбе за Пригородный район.
Признав, что мы имеем дело с полномасштабной террористической войной, а не с отдельными разрозненными вылазками кучки недобитых экстремистов, мы должны думать о противоядии. У этого противоядия три компонента -- разумная политика государства, профессионализм спецслужб и сознательная помощь гражданского общества. Они могут сработать только вместе. В сегодняшней России нет ни одного из них.
Кавказская политика сводится к попыткам с помощью нехитрых политтехнологий "посадить на регион" удобного Кремлю кандидата -- как в какой-нибудь Курской области. Без учета его реальных политических способностей обеспечить стабильность в этом регионе и степени реального доверия к выдвиженцу со стороны гражданского населения.
Спецслужбы всеми правдами и неправдами стараются переложить ответственность за очередной провал друг на друга. МВД кивает на ФСБ как на главного координатора контртеррористической операции в Чечне, ФСБ -- на МВД как на главного ответственного за ловлю бандитов. А министр обороны Сергей Иванов во время недавних учений по обезвреживанию террористов... на Камчатке честно заявил, что армия не должна использоваться во внутренних конфликтах, прозрачно намекая на роль Вооруженных сил в кавказском раскладе.
Наконец, общество не готово сопоставить в своем сознании картинки телевизионной пропаганды о процветающем Кавказе и очередные кадры очередного теракта, определить, что есть правда, а что ложь. К тому же власть не ведет с обществом диалог, не учит даже прикладным навыкам содействия спецслужбам в охране безопасности мест массового скопления людей.
У нас нет иного выхода, кроме как сплотиться в борьбе с терроризмом. Власть и общество, спецслужбы и население не просто союзники в этой борьбе, а одна команда, где каждый в меру своих сил помогает победить общего врага. Главное -- не бояться правды. Главное -- не бояться.
ВАШЕ МНЕНИЕ