|
|
N°158, 02 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суши с орешками
Начало музыкального сезона на все вкусы
Новый музыкальный сезон, который откроется буквально на днях, по заверениям многих его организаторов будет не менее бодрым и насыщенным, чем предыдущий. Чем это нам грозит, пока можно себе представить лишь в общих чертах.
Дом музыки анонсировал пакет собственных абонементов, чем-то похожих на филармонические. Филармония свой пакет не сильно сократила, но реорганизовала. Большой театр продолжит движение в сторону демократизации имиджа и привлечения понемногу западных оперных артистов. А главным событием «большого» сезона станет премьера написанной по заказу театра оперы Леонида Десятникова и Владимира Сорокина. Пока же Большой театр открывает сезон не «Иваном Сусаниным», как было принято прежде, и не «Жизнью за царя», как стало принято потом, а серией своих лучших и самых свежих спектаклей. 3 сентября на основной сцене покажут весеннюю премьеру от режиссера Франчески Замбелло и художника Георгия Цыпина: «Огненный ангел» Прокофьева с амбициозной сценографией, детективной историей и символистскими корнями нравится публике не только своей краткостью, дворами-колодцами и медленно падающим лифтом в финале.
На Новой сцене 3 сентября можно увидеть самое изощренное, европейское, умное и искусное зрелище Большого -- «Похождения повесы» Стравинского в версии режиссера Дмитрия Чернякова. А 12 сентября там же дают «Летучего голландца» Вагнера в постановке знаменитого немецкого социалиста-утописта Петера Конвичного. Если кого-то смущают экстравагантно-демократичный Прокофьев и элитарный Стравинский, то «Голландца» надо смотреть обязательно -- спектакль не просто захватывающе романтичен и саркастичен, но еще и играется с участием вагнеровских певцов премьерного состава (Анне-Катарины Бенке и Роберта Хейла). Когда еще услышишь в Большом театре Вагнера, да еще в эксклюзивном, знаточеском исполнении.
Концертные события, открывающие сезон, пестры и в основном не тенденциозны. Как всегда, в начале сентября в Москве пройдет не громкий (по части ажиотажа, но не по части музыки) фестиваль «Душа Японии», ориентированный главным образом на утонченных любителей Востока и специалистов. То есть скорее на почитателей Басе и Сей-Сенагон, нежели на пожирателей сашими и суши (даже если это искушенные ценители сасими и суси). В этот раз фестиваль, впрочем, бурно выйдет из своих обыкновенно строгих берегов -- в БЗК, в Архангельском и на летней площадке рюмочной «Гоголь» самурайские песни и танцы с мечами исполнит ансамбль Ohtsuka Daiko Kazurakai.
Академическую музыку для тех, кто любит пусть и становящееся классикой, но все же современное искусство, а также рад провести досуг на башне из слоновой кости, 6 сентября предложит просвещенная московская компания музыкантов (сопрано Светлана Савенко, пианист Алексей Любимов и др.). В день рождения Джона Кейджа будет звучать только его музыка -- впервые в России исполнят сочинения последних лет.
Музыку для тех, кто предпочитает башням массовые празднества, предложат публике в БЗК на другом дне рождения -- Владимир Спиваков 12 сентября отпразднует 60-летие. Свой праздник седовласый маэстро, любимец власти и широких масс, скрипач и дирижер, глава двух оркестров (давнишних «Виртуозов Москвы» и новенького Национального филармонического) и близкий друг множества мировых знаменитостей справляет не Московском Доме музыки, где вдобавок ко всему он еще и служит главным руководителем, а в традиционном центре музыкальной жизни. Светлановский зал ММДМ сейчас занят настройкой органа и не работает, в Консерватории же ничто не помешает мэтру порадовать поклонников. В гости на сцену Спиваков пригласил албанку Инву Мулла, чье не мегазвездное, но известное, легкое и чистое сопрано украшает не только концертные и оперные площадки мира, но еще и фильм Бессона «Пятый элемент». Трудно не сообразить, чей образ в этой ситуации непременно будет ассоциироваться с юбиляром. Под титулом «День рождения Спивакова» вполне красиво смотрелся бы подзаголовок «Крепкий орешек-60».
Вскоре после спиваковского юбилея когда-то обиженный им Российский национальный оркестр откроет сезон традиционным Волжским турне. Слегка опустошенный, но вновь собравшийся с силами оркестр во главе с Михаилом Плетневым и вместе со своими поклонниками сядет на кораблик в Волгограде, отчалит 18 сентября и начиная с 19-го станет давать почти что ежедневные концерты в российских городах (Саратов, Самара, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород), радуя публику теплохода искусством и общением, а слушателей провинциальных городов -- высококлассными программами из музыки от Баха до Сибелиуса в исполнении РНО, Михаила Плетнева в роли солиста и дирижера, а также приглашенных музыкантов.
Среди московских событий неортодоксального направления самым значительным станет концерт американского «Кронос-квартета», когда-то спутавшего карты игроков в «академическую» и «популярную» музыку, а потом совершенно смутившего адептов этнических и европейских искусств. «Кронос» дважды играл в Москве, и каждый раз его программы, выполненные с немыслимым качеством и отмеченные оригинальными взглядами, поражали непредсказуемостью, высоколобостью и доступностью одновременно. 7 сентября во Дворце молодежи, где компания Green Wave music в последнее время наладилась проводить свои экстравагантные акции (здесь играли Джон Зорн и «Шакти» Джона Маклаффлина), «Кронос-квартет» выступит с финским аккордеонистом Киммо Похйоненом и его группой. Похйонен тоже бывал в Москве, играл по клубам, и многие люди, слышавшие его, до сих пор не могут отойти от пережитого эстетического потрясения.
Среди событий второй половины сентября отметим День необычных популярных певцов, стихийно сложившийся 23 сентября: дива Любовь Казарновская выступит в рамках русско-германских культурных встреч с оркестром Шумана, а певец печали и сарказма Ник Кейв постарается отобрать у нее часть аудитории. Еще одно любопытное начинание случится 22 сентября: в театральном зале ММДМ -- первый концерт цикла «Еврейские праздники на Красных Холмах», посвященного современной светской еврейской культуре, еврейским религиозным праздникам, московским исполнителям и авторам, желающим со всем этим познакомить широкую публику. Первый концерт цикла дается в честь праздника Рош-а-шана (Новый год), а главным в программе будет премьера специально написанного раввином Исроэлем Зельманом сочинения «Жертвоприношения Авраама». Несмотря на мрачноватое название цикла концерт, говорят, будет легким и радостным. Каким, впрочем, видится и все начало нового музыкального сезона.
Юлия БЕДЕРОВА