Время новостей
     N°157, 01 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2004
«Я не хочу быть первой и последней»
Верховный суд не пощадил раскаявшуюся террористку Мужахоеву
Вчера Верховный суд (ВС) России оставил в силе приговор террористке Зареме Мужахоевой, осужденной на 20 лет лишения свободы за попытку совершения теракта летом прошлого года на Тверской улице в Москве. Подсудимая не отрицала своей вины, просила лишь смягчить наказание, так как считает вынесенный ей приговор слишком суровым. Но ни публичное раскаяние 24-летней чеченки, ни помощь в расследовании дел о терроризме не помогли -- приговор Мосгорсуда оставлен без изменения.

«Я прошу суд вынести мне справедливый приговор, -- ответила Зарема Мужахоева на вопрос судей о том, чего же она все-таки хочет. -- Ведь могла просто поставить сумку и уйти. Но я этого не сделала, я осталась ждать, пока приедет милиция».

Бандиты, завербовавшие Мужахоеву и организовавшие теракт в Москве, пока не найдены. Однако именно эти «неизвестные» 10 июля прошлого года дали задание девушке подорвать себя у ресторана «Мон кафе» на 1-й Тверской-Ямской. Тем июльским вечером охранник обратил внимание на подозрительную девушку с черной кожаной сумкой, которая полчаса простояла у входа в ресторан и все время нервно озиралась по сторонам. Шахидку удалось задержать, но при разминировании бомбы трагически погиб эксперт-взрывотехник ФСБ Георгий Трофимов.

Зарема Мужахоева с самого начала следствия своей вины не отрицала и активно помогала следователям в розыске других террористов. А по окончании следствия она потребовала рассмотрения ее дела судом присяжных, так как верила в его беспристрастность и справедливость. Оглашенный вердикт шокировал подсудимую -- она была признана виновной по всем пунктам обвинения и признана не заслуживающей снисхождения. «Через 20--25 лет я вернусь и сделаю то, что не хотела делать сейчас», -- таким, по словам адвоката Натальи Евлаповой, был ответ Заремы Мужахоевой присяжным. 8 апреля Мосгорсуд приговорил ее к 20 годам лишения свободы в колонии общего режима. А на следующий день в СИЗО «Лефортово» Мужахоева пыталась покончить жизнь самоубийством, проглотив швейную иглу. Девушку удалось спасти, и она пообещала тюремной администрации, что больше не будет «заниматься членовредительством». Об этом ее адвокат сообщила и Верховному суду, добавив, что теперь психическое состояние осужденной стабилизировалось и она стала адекватно реагировать на происходящее. Действительно, Зарема, которая общалась с судом и адвокатом посредством телетрансляции, выглядела вполне спокойной. Даже иногда улыбалась.

«Нас не учат, как нужно сдаваться властям, нас учат только тому, как нужно на кнопки нажимать. И я не виновата в том, что человек погиб, он погиб сам, когда разминировали бомбу», -- заявила вчера подсудимая членам ВС. В кассационной жалобе Мужахоева подчеркнула, что отрицает вмененный ей умысел на убийство Георгия Трофимова, очень волнуется за судьбу своей маленькой дочери, во всем раскаивается и просит смягчить ей наказание. «Я понимаю, что сегодняшнее заседание проходит на фоне произошедших на днях взрывов самолетов, но все-таки мы считаем вынесенный приговор несправедливым и чрезмерно суровым, -- сказала адвокат Евлапова. -- Суд не учел, что Мужахоева активно содействовала следствию, что помогло предотвратить совершение нескольких терактов в Москве, а это согласно уголовному законодательству является неоспоримым основанием для смягчения наказания».

Кроме того, адвокат обратила внимание коллегии ВС на некоторые процессуальные нарушения. В частности, по ее словам, присяжным было продемонстрировано судебное решение о лишении Мужахоевой родительских прав, что не относилось к обстоятельствам дела, но негативно повлияло на мнение присяжных о подсудимой. Кроме того, как заявила адвокат, суд лишил подсудимую права воспользоваться услугами переводчика, а потому она не могла на равных участвовать в состязательном процессе.

«На меня теперь будут смотреть другие девчонки, которых привезут в Москву, чтобы совершать взрывы, и они должны знать, что с ними будет, если они захотят сдаться. И я не хочу быть первой и последней», -- сказала несостоявшаяся смертница. Тем не менее приговор Мосгорсуда оставили без изменения, и сегодня он вступит в законную силу. Наталья Евлапова такому решению не удивилась. «Я с самого начала готовила Зарему к такому повороту. У нас еще остается возможность обжаловать приговор в надзорном порядке и просить помилования у президента, но поскольку закон не оговаривает определенных сроков, торопиться мы с этим не будем», -- заявила адвокат. Сторона обвинения, напротив, считает, принятое Верховным судом решение вполне закономерным. «Все обстоятельства, доказывающие вину Мужахоевой, были подтверждены судом, и никаких нарушений не было, -- сказал гособвинитель Камиль Кашаев. -- А что касается деятельного раскаяния, то оно, несомненно, повлияло на назначение наказание. По-моему, приговор был достаточно мягким -- она могла бы и 25 лет получить».

ВАШЕ МНЕНИЕ

Екатерина БУТОРИНА