|
|
N°101, 09 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холодный туш
Под Москвой взорвались 12 ракет С-300
Глобальным военно-политическим инициативам Москвы в последнее время фатально не везет. Вчера, в тот самый момент, когда находящийся с официальным визитом в Брюсселе министр обороны России Сергей Иванов убеждал своих натовских коллег в преимуществах российских предложений по созданию ЕвроПРО, этим планам был нанесен сокрушительный -- и в прямом смысле слова ракетный -- удар. Авария, произошедшая на одном из объектов «московского кольца» противовоздушной обороны, закончилась полным уничтожением дивизиона пусковых установок зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300. Того самого ЗРК, который Москва усиленно рекламирует сейчас как возможную основу создания «эффективной и надежной ЕвроПРО».
Информацию об аварии военное ведомство поспешило объявить закрытой, ограничившись успокоительными заявлениями о том, что пожар не привел к жертвам и не сопровождался заражением местности. Судя же по сообщениям информированных источников в гражданских спасательных службах, принимавших участие в локализации ЧП, пожар начался в зенитно-ракетном дивизионе, дислоцированном вблизи населенного пункта Захарово Егорьевского района Подмосковья около 9.23 утра. После того как внутри одного из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) С-300 произошло возгорание, события развивались молниеносно. Огонь за несколько секунд добрался до заряда пороховой катапульты и топлива самой ракеты, произошел взрыв, от которого мгновенно сдетонировало и содержимое остальных ТПК (стандартная пусковая установка ЗРК С-300 укомплектована четырьмя ракетами). А поскольку ЧП произошло в ходе регламентных работ на технической позиции дивизиона, где в этот момент находилось еще две пусковые установки, взорвался и их боезапас, то есть в общей сложности 12 ракет. Что-либо предпринимать в этой ситуации было практически бесполезно: твердотопливный одноступенчатый двигатель ракет, которыми комплектуются С-300, даже в режиме штатной работы выгорает с молниеносной быстротой -- от 8 до 12 секунд. Это при том, что масса топлива в каждой ракете превышает тонну! Разработчики ракеты утверждают, что в ее двигателе происходит «не столько горение, сколько управляемый взрыв». Правда, на позиции дивизиона под Москвой эти взрывы были уже неуправляемыми.
До сих пор зенитно-ракетные системы семейства С-300 считались весьма надежным оружием. Аварии случались лишь во время полигонных запусков ракет (как правило, из-за прогара корпуса двигателя), когда они были уже на изрядном удалении от стартовых позиций, так что ущерб оказывался минимален. На сей раз ЧП оказалось куда серьезнее. Причем дело даже не в том, что пожаром и взрывами уничтожена техника, рыночная стоимость которой, по оценкам наших источников, «значительно превышает 100 миллионов долларов». Куда хуже то, что под сомнение поставлена надежность самой системы вооружения, которую отечественный ВПК считает одним из наиболее «ликвидных» своих разработок. В последние несколько лет ЗРК С-300 у России уже закупили Китай, Кипр и Казахстан, однако, по мнению отечественных продавцов оружия, «впереди предстоят еще десятки контрактов на эти ракеты, а совокупный экспортный потенциал ЗРК исчисляется миллиардами долларов». Ну а после того как в США заговорили о возможности развертывания национальной противоракетной системы и выхода из договора по ПРО от 1972 года, «трехсотки» стали для Кремля не только финансовым, но и военно-политическим козырем. В противовес американцам Москва предложила Европе свой план создания нестратегической ПРО, в котором ЗРК С-300 отводилась роль мобильного противоракетного «спецназа». Причем в ведущих европейских столицах, где планы США были восприняты без особого энтузиазма, предложенной Москвой ЕвроПРО, кажется, всерьез заинтересовались. Ее презентацию провел в конце апреля в штаб-квартире НАТО экс-министр обороны России Игорь Сергеев, а в ближайшее время Москва пообещала отправить в Брюссель специальную группу военных экспертов, которые уже в деталях должны представить разработанный Россией «альтернативный план общеевропейской системы противоракетной безопасности».
Неудивительно, что Кремль жестко потребовал от военных «незамедлительно разобраться в случившемся». На место ЧП моментально прибыл начштаба Московского округа ВВС и ПВО Юрий Соловьев, главком российских ВВС Антатолий Корнуков и огромная «пожарная команда» генералов из Минобороны и Генштаба. Однако даже если расследование установит, что в произошедшем виновата не техника, а обычное армейское раздолбайство (скажем, последний аналогичный случай в ПВО -- взрыв склада зенитных ракет в подмосковной Черноголовке лет пять назад -- произошел из-за того, что часовой со скуки попытался разобрать одну из ракет), пошатнувшийся имидж «трехсотки» придется восстанавливать довольно долго.
Юрий ГОЛОТЮК