|
|
N°100, 08 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Катынь наоборот
Президент Квасьневский собирается извиниться перед евреями
«Поляки должны признать, что в их истории были не только героические деяния, но и позорные страницы». Так президент Польши Александр Квасьневский отреагировал на первые результаты эксгумации еврейских могил в районе городка Едвабне, вокруг которых развернулись в последние месяцы нешуточные страсти.
Надпись на небольшом монументе из нетесанного камня на окраине Едвабне гласит, что 10 июля 1941 года немецкие солдаты и гестаповцы сожгли здесь 1600 евреев. И только сейчас Польша узнала то, что долгие годы коммунистического режима власти скрывали от людей. А жители города -- те, что постарше, -- знали, да помалкивали. Не немецкие, а свои, польские руки обливали людей бензином и подносили спичку. В 1949 году незаметно проскочил какой-то поспешный двухдневный суд -- и все. Никакого расследования, никакой гласности, никакого национального позора. Только сейчас, благодаря вышедшей на Западе и в самой Польше книге писателя-эмигранта Яна Томаша Гросса «Соседи: уничтожение еврейской общины в Едвабне», стали известны подробности этой трагедии.
Гросс пишет, что нацисты, заняв город, очень легко и быстро решили судьбу евреев, договорившись обо всем с местными властями. Не немцы, а поляки согнали сотни евреев, в том числе женщин и детей, на площадь. Поляки били их палками и камнями. Поляки согнали их в огромный амбар, заперли и подожгли. «Если бы в Едвабне не пришли немцы, местные жители не убивали бы своих земляков. Но непосредственное участие оккупантов в расправе сводилось в основном к охране, фото- и киносъемкам», -- рассказывает Ян Гросс.
Появление книги вызвало в Польше шок, подняв больную тему: смогли бы нацисты без помощи местного населения уничтожить практически все еврейское население Польши? Примас Польши кардинал Глемп заявил, что вина поляков за убийство евреев "не вызывает сомнения", и призвал к покаянию. Церемония покаяния состоялась в Варшаве 28 мая. Католические епископы принесли извинения не только за убийства в Едвабне, но и "за все зло, совершенное католиками во время второй мировой войны" (в том числе, видимо, и за потрясающее равнодушие большинства населения Варшавы к судьбе восставшего Варшавского гетто, за молчание Католической церкви по поводу гитлеровского геноцида).
Покаяние епископов, как и намерения президента Польши Александра Квасьневского принести извинения от имени всей страны в 60-ю годовщину резни в Едвабне, раскололи польское общество, поскольку многие сочли, что извинения перед евреями -- это позор. Опаснее всего то, что эти настроения могут использовать правые партии для увеличения своей популярности перед выборами в сейм, да и перед президентскими выборами 2003 года, сыграв на растущем польском национализме и антисемитизме. Для Польши, где до сих пор известных политиков «обвиняют» в еврейском происхождении, это не ново, так поступали правые партии в 20--30-е годы. Тревожным симптомом этого является заявление епископа Ломжа Станислава Стефанека, который обвинил евреев в попытке извлечь материальную выгоду из тех далеких событий и назвал сведения о погроме "тщательно подготовленной провокацией".
Правда, глава государства уверен: «Мы должны иметь мужество сказать об этом преступлении то, что должно быть сказано. Мы должны извлечь уроки из нашего прошлого и избавиться от той черной тени, которая на нем лежит».
Семен ЧАРНЫЙ