|
|
N°155, 30 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Якутия борется с северным завозом
Железная дорога подбирается к Лене
Президент Якутии Вячеслав Штыров и видные отраслевые чиновники из Москвы в субботу открыли пассажирское движение по первой в России железнодорожной линии, не входящей в структуру РАО "РЖД". Республиканские власти надеются при помощи этой дороги в будущем покончить с северным завозом. Что же касается сиюминутных проблем, то, как стало известно газете "Время новостей", принципы формирования пассажирских тарифов не только на якутской железной дороге, но и на всей остальной территории России служат предметом оживленных дебатов между заинтересованными компаниями и ведомствами.
Железную дорогу, по которой в субботу г-н Штыров и московские гости пустили первый пассажирский поезд, трудно назвать новой. Идея о необходимости железнодорожного сообщения в этой местности была сформулирована еще во время царствования Николая II. А тянуть ветку от станции Беркакит на БАМе к республиканскому центру Якутску начали 20 лет назад. К настоящему моменту ветку дотянули от Беркакита до станции Томмот (это 360 км). В прошлом году ОАО "Железные дороги Якутии" начало движение грузовых поездов на этом участке. Пассажирское движение, официально начатое в минувшую субботу, должно обеспечить прямое сообщение этих мест с Центральной Россией и Приморьем (вагоны с пассажирами из Томмота на БАМе будут прицеплять к составам, идущим на запад или на восток). Кроме того, максимально интенсивная эксплуатация этой ветки должна подчеркнуть необходимость продолжения ее на север.
15 мая 2004 года правительство России приняло постановление "О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит--Томмот--Якутск". В соответствии с ним с 2005 по 2010 год за счет федерального (2 млрд руб.) и республиканского (9 млрд руб.) бюджетов, а также ОАО "РЖД" (4 млрд руб.) предстоит проложить 358 км на участке Томмот--Кердем. Дальше до Якутска остается еще около 100 км и самое главное -- река Лена. Этот этап отложен на потом, потому что преодоление водной преграды будет стоить примерно столько же, сколько весь участок Томмот--Кердем.
Вячеслав Штыров заявил газете "Время новостей", что республиканские власти видят своей "генеральной задачей" именно доведение железной дороги до Якутска. Отсюда планируется проложить две автодороги: на восток в Магадан и на запад в Вилюй. "Вот когда железная дорога придет в Якутск, то с учетом этих двух автодорог 86% территории Якутии и 93% ее населения будут избавлены от необходимости северного завоза. То есть мы сможем доставлять им товары в любое время года в необходимом количестве", -- сказал г-н Штыров.
Что же касается пассажирского сообщения по уже открытому участку, говорит он, то ни расписание, ни даже стоимость билетов еще не установлены. "Мы сейчас обсуждаем общую тарифную политику с Министерством транспорта. Как известно, пассажирские перевозки дотируются за счет грузовых. Так как у нас получается смешанное сообщение: часть -- по нашей дороге, часть -- по дороге РЖД, очевидно, придется немного дотировать его из республиканского бюджета", -- заявил г-н Штыров газете "Время новостей".
Вместе с тем, как стало известно нашей газете, тарифная политика самого ОАО "РЖД" служит предметом спора между этой компанией и Минтрансом. Речь идет о проекте "тарифа 10-02-16", который должен заменить нынешние нормы, регулирующие стоимость пассажирских перевозок. "Мы бы хотели ввести этот тариф еще до конца текущего года, -- сказал газете "Время новостей" первый вице-президент "РЖД" Владимир Якунин. -- Дело в том, что до 2010 года мы должны выйти на окупаемость пассажирских перевозок. Сделать это, честно говоря, очень сложно". В первоначальной концепции "тарифа 10-02-16", разработанной ОАО "РЖД", предлагалось с этой целью заложить компенсацию существующих расходов с 30-процентной рентабельностью. (Правда, к получившимся в итоге тарифам РЖД предлагает применять понижающие тарифы.) Эта идея пока не нашла поддержки в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (ФАЖТ). "Установление ставок на уровне существующих расходов нецелесообразно в силу нерациональной структуры расходов, отсутствия раздельного учета затрат по пассажирскому и грузовому хозяйству и большого резерва оптимизации существующей расходной части пассажирского комплекса", -- говорится в аналитической записке, подготовленной ФАЖТ.
Михаил КУКУШКИН, Якутск