|
|
N°155, 30 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он сказал: "Поехали!"
«Вокруг света за 80 дней» на московских экранах
По киноэкрану Филеас Фогг и его верный слуга Паспарту странствуют еще с начала прошлого века: история сохранила упоминания о немых черно-белых экранизациях 1914 и 1919 годов. В следующий раз, уже на принципиально новой технической базе к роману обратился Майкл Андерсон -- его цветная полнометражная и изобилующая спецэффектами версия 1956 года с Ларри Нивеном и Кантифля получила шесть «Оскаров», в том числе как лучший фильм года. В дальнейшем сюжет был отдан на откуп телевидению, где вопрос хронометража стоял не так остро и эксцентрический вояж можно было осветить относительно подробно. В последний раз Филеас Фогг (которого, кстати, сыграл еще и не помышлявший о Бонде Пирс Броснан) появился на английском телевидении в 1989 году, параллельно с одноименным документальным циклом, в котором жюльверновский маршрут был повторен в реальности.
Отечественному же зрителю, разумеется, более всего памятен безупречный австралийский мультфильм, без показа которого некогда не обходились ни одни летние каникулы, рисованная приключенческая комедия, обогатившая повседневную речь нескольких поколений бессмертной фразой «Есть ли у вас план, мистер Фикс?» В новой версии никакого плана у мистера Фикса (Эван Бремнер) нет, да, в сущности, практически нет и его самого -- хронически неудачливый инспектор Скотланд-Ярда появляется на экране считаные разы, чтобы с неизменным диким воплем провалиться в канализационный люк, вывалиться из окна несущегося на полном ходу поезда или оказаться погребенным под грудой мусора. Ряд волшебных изменений затронул и всех остальных участников предприятия. Филеас Фогг (Стив Куган) у Верна -- загадочный и безупречно воспитанный джентльмен, невозмутимый и похожий на отрастившего усы и бакенбарды Байрона, обернулся чудаковатым ученым, этаким викторианским Шпунтиком, изобретшим роликовые коньки, грезящим возможностью создания летательных аппаратов и уверенным в том, что «отныне 50 миль в час не предел для человеческой скорости». Но больше всего изменения коснулись Паспарту, которого на самом деле, оказывается, зовут вовсе не Паспарту, а Лао Шин, и по национальности он вовсе не француз, а самый настоящий китаец -- что, впрочем, вполне логично, ибо роль его досталась Джеки Чану, способному сойти за француза лишь с изрядной натяжкой. В самом начале фильма он крадет из музея нефритовую статуэтку Будды, талисман своей родной деревни, которую собирается вернуть на родину в Китай, -- собственно, ради этого он и провоцирует Фогга заключить пари и отправиться в путь. И с этого момента начинает поразительным образом напоминать Фукса, пронесшего Венеру на борт яхты капитана Врунгеля, а само путешествие кажется предвестником большой регаты, в которой почти век спустя будет участвовать яхта «Беда». Вообще, новые «80 дней» похожи на что угодно, кроме предыдущих экранизаций, и тем более на роман-оригинал. Даже в выборе съемочных локаций правят бал сплошные подмены -- Китай и Индию снимали в Таиланде, а под Париж и Лондон отличнейшим образом загримировали Берлин, благо ни о какой достоверности в данном случае не надо было думать по определению.
В итоге 80 дней, или 1920 часов, или 115 200 минут знаменитой кругосветки уложились в два часа экранного времени -- и по миру путешественники скачут с той же отчаянной прытью, как совсем недавно мультипликационные герои «Луни Тьюнс» осматривали шедевры мировой живописи в Лувре. Осматривать достопримечательности времени нет, и поэтому Фогг и Паспарту мчатся по верхам. Франция проносится у них перед глазами, как изрядно раскачанная неосторожными движениями колыбель искусств (в парижской массовке можно углядеть одноухого Ван Гога и коротышку Тулуз-Лотрека в окружении муленружевских красоток), а кроме того, к путешествию присоединяется очаровательная француженка Моник (Сесиль де Франс), по мере сил заменившая каноническую Блинду Мейс; в Турции они попадают в ласковые сети местного принца, в Индии переодеваются в женские платья, в Америке встречаются с изобретателями велосипеда братьями Райт... Наконец, главный сюрприз ждет зрителей в китайском блоке. Когда Паспарту -- Лао Шин наконец-то попадает в родную деревню, фильм окончательно теряет связь с первоисточником и превращается в самый настоящий боевик кунг-фу, в котором появляются народный герой Китая Вон Фей-Хун (Саммо Хунг) и «десять тигров из Кантона», восстанавливающие справедливость в лучших традициях и в полном соответствии со стилистикой рукопашного гонконгского кино двадцатилетней давности. И при всей своей пародийности фильм стал вехой жанра боевых искусств, так как именно здесь впервые за последние семь лет давние соратники по съемочной площадке Джеки Чан и Саммо Хунг встретились в кадре.
Режиссером этого в своем роде восхитительного винегрета стал Фрэнк Корачи, в свое время снявший документально-видовые фильмы о 35 странах мира, а позднее переквалифицировавшийся в комедиографа и выпустивший вполне достойные и смешные фильмы с Адамом Сандрелом -- «Водонос» и «Певец на свадьбе». В «80 дней вокруг света» он объединил и этнографический, и комический опыты, в результате чего можно кинуть взгляд на половину мира, а Джеки Чан уже на второй день путешествия при всем честном народе предстает без штанов. Главное ощущение, оставляемое картиной, -- бешеный темп в сочетании с пестротой: кажется, что катаешься на карусели, одновременно держа перед глазами калейдоскоп. Веселое, бессмысленное, дорогое кино для всех и ни для кого -- американские зрители юмора явно не поняли, и фильм в заокеанском прокате торжественно и масштабно провалился. Тем не менее смотреть его стоит -- хотя бы для того, чтобы в череде многочисленных камео (Роб Шнайдер, Джон Клиз, Люк и Оуэн Уилсон) успеть заметить настоящий перл. В фильме, в роли помянутого уже турецкого принца, снялся не кто иной, как Арнольд Шварценеггер -- это была последняя его киноработа перед вступлением в должность губернатора штата Калифорния и, может статься, последняя его кинороль вообще. Напоследок господин Шварценеггер решил отвязаться по полной и водрузил себе на голову парик, от которого с изменившимся лицом сбежал бы и самый забубенный трансвестит. И даже если все остальные приключения героев фильма покажутся вам надуманными, несмешными и нелепыми, то уж шварценеггеровскую прическу забыть точно не получится. Запомните его таким.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ