|
|
N°155, 30 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приключения кота на теплоходе
Гран-при «КРОКа» снова у российского фильма
Закончился «КРОК», международный анимационный фестиваль, который более всего знаменит тем, что проходит на теплоходе, совершающем путешествие по рекам России и Украины. На этот раз теплоход «Георгий Жуков» прокатил участников от Нижнего Новгорода до Москвы, подарив им радость встреч с небольшими купеческими российскими городками -- Угличем, Калязином, Мышкином, Рыбинском и другими. В этом году основная конкурсная программа (всего 130 фильмов из разных стран) состояла из дебютов, так что на борту было много молодежи, а следовательно, были танцы, пение хором, романы, купание в холодной волжской воде.
Тем не менее главную премию и основной приз (5 тыс. долл.) получил не новичок, а вполне уже зрелый мастер из Екатеринбурга Дмитрий Геллер за фильм «Маленькая ночная симфония». Эта картина уже была показана в Суздале, на Открытом российском фестивале анимации, и там тоже была удостоена первого места (вместе с фильмом Ивана Максимова «Ветер вдоль моря»).
«Маленькая ночная симфония» не первый фильм Геллера, а второй -- что возможно по условиям конкурса. Первый -- «Привет из Кисловодска» не только уже побеждал на «КРОКе», но и участвовал в номинациях премий «Ника» и «Золотой орел». Девятиминутная «Симфония» абсолютно артистическое кино, возможное сегодня только на фестивалях, никакого другого применения наше жесткоформатное время ему предложить не сможет. С другой стороны, именно среди профессионалов анимации работа Геллера с обильными живописными цитатами, очень своеобразной манерой рисования, соединением разных техник анимации (то есть одушевления рисованных фигурок), и нежной иронией лирической интонации пользуется особенным успехом. Кажется, что будь их воля, они бы все создавали именно такое кино: нежное и лукавое, тонкое и поэтичное. Представить себе, что историю кота, оставшегося в пустой квартире, где под музыку и без слов оживают странные фигурки -- персонажи не то музыкальных шкатулок, не то старинных гравюр, то есть картину сознательно бессюжетную, -- могут показать по нынешнему телевидению или в кинотеатре, просто невозможно. С другой стороны, екатеринбургский аниматор и не стремится к формам, которые могут быть востребованы современной шоу-индустрией. Пока есть гранты Министерства культуры, есть фестивали, на которые организаторы с трудом, но добывают деньги, можно позволить себе самовыражение, художественный поиск и создание вещей, не имеющих практического значения. То есть еще можно жить в искусстве.
Остальные призы получили картины западных аниматоров: "Наносы" режиссера Матье Крозе (Франция), "Регулятор" Филиппа Грамматикопулоса (Франция), "Краны" Мэттью Гравеля (Великобритания, Уэльс), "Плоская жизнь" Йонаса Гернаэрта (Бельгия), "Люция" Феликса Геннерта (Германия). Вполне вероятно, что российская публика их никогда не увидит.
Глеб МЫШКИН