Время новостей
     N°100, 08 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2001
Лоббистская разминка
Правительство и Дума обменялись реверансами
Ничьей окончился первый раунд борьбы правительства и депутатов за реформирование налогообложения сырьевых отраслей российской промышленности. Госдума приняла в первом чтении два проекта глав второй части Налогового кодекса -- «Налог на добычу полезных ископаемых» и «Таможенные пошлины и таможенные сборы». Первый проект был уступкой депутатов чиновникам. При принятии второго расстановка сил была противоположной.

Налог на добычу полезных ископаемых в своем нынешнем виде, можно сказать, представляет собой «три в одном». Один налог с фиксированной в законе ставкой, по замыслу правительства, должен вобрать в себя три взимаемых сегодня с разработчиков недр налога: роялти (налог за пользование недрами), налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и акциз на нефть и газ.

Начало обсуждения этой главы НК складывалось не в пользу правительства. Ни один из почти двух десятков высказывавшихся по поводу законопроекта депутатов не сказал о нем доброго слова. Среди претензий чаще прочих назывались отсутствие в проекте четкого определения налоговой базы и принципов распределения налога между федеральным и региональными бюджетами, а также неясность в вопросе, каким образом и на какие средства будет вестись геологоразведка при отмене ВМСБ. Несмотря на это, «за» проголосовали 259 депутатов. Произошло это сразу после появления в правительственной ложе главы МЭРТ Германа Грефа.

Перед самым голосованием он пообещал ко второму чтению включить в главу НК «Таможенная пошлина» предельные ставки экспортных пошлин -- тот минимум, о котором давно мечтали депутаты. Идея законодательного закрепления ставок экспортных пошлин вызывает стойкую аллергию у правительства, так как ее реализация лишит кабинет министров возможности самостоятельно определять экспортные пошлины на нефть. Главным камнем преткновения являются самые доходные пошлины (на нефть), и именно их судьба и обсуждалась наиболее активно перед первым чтением. Что станет с пошлинами на газ, никель, медь и проч., -- все это будет обсуждаться в преддверии второго чтения.

Что же касается пошлин на нефть, то депутаты предлагают варьировать их размер в зависимости от мировых цен на нее. Сейчас правительство делает это в соответствии с самостоятельно разработанной шкалой. Законодательно ввести предельную ставку пошлины чиновников вынудила угроза провала главы НК о налогообложении добычи полезных ископаемых. Решение пойти на эту уступку, по словам Германа Грефа, было принято накануне вечером, на совещании у президента. Однако, несмотря на то что проект был одобрен в первом чтении, говорить о том, что депутатам и правительству удалось договориться о судьбе экспортных пошлин, рано.

В перерыве заседания, перед рассмотрением законопроекта о «Таможенных пошлинах», Герман Греф пояснил новую позицию правительства. «В законе будет установлена предельная ставка экспортной пошлины на нефть в размере 30%, -- сказал он. -- Шкала, по которой эта пошлина будет определяться, и механизм ее введения будут прописаны в соответствующем указе президента», а устанавливать конкретные ставки будет правительство. У парламентариев слова Германа Грефа вызвали шок. Думские источники газеты «Время новостей» утверждают, что президент, напротив, отказался вмешиваться в «пошлинный» вопрос.

На самом деле, основные споры по этим двум главам НК негласно перенесены на второе чтение и предшествующие ему заседания бюджетного комитета. К этим баталиям лоббисты и готовят самые весомые аргументы и доводы. Вчерашнее голосование носило скорее политический характер.

Это касается и принятых вчера Думой в первом чтении правительственных поправок в главу второй части НК «Акцизы». Законопроект индексирует на 12% акцизы почти на все виды подакцизных товаров за исключением крепких алкогольных напитков (акциз на них увеличится всего на 5%).

Ольга АНТОНОВА, Светлана МИХАЙЛОВА