Время новостей
     N°155, 30 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2004
Верить в будущее и ценить старину
Закончилось «Мотор-шоу-2004»
Автомобильная выставка «Мотор-шоу-2004», по замыслу организаторов, должна была не только показать покупателям, что они вскоре смогут купить у дилеров, но и убедить их в потенциале развития российского автопрома. Как известно, иностранные производители не интересуются участием в «Мотор-шоу», так что эта выставка -- смотр достижений отечественных автозаводов. Итоги нынешнего смотра могут быть восприняты с надеждой лишь неисправимыми оптимистами. Перспективы создания в России принципиально новых автомобилей весьма туманны -- когда они появятся и как будут выглядеть, не знают даже сами производители.

Хотя концептуальная дизайнерская разработка «АвтоВАЗа» -- автомобиль «Силуэт» класса С на новой платформе -- была запрятана в самый угол тольяттинской экспозиции, она сразу отвлекла на себя внимание публики от запускаемых в производство в ноябре этого года Lada Kalina и Lada Priora, серийный выпуск которых начнется через два-три года.

«Силуэт» может стать серийным только после 2012 года, а до тех пор, как пояснил председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, предстоит исследовать его потребительские оценки. Не исключено, что к моменту выпуска вполне современный сегодня автомобиль таковым являться уже не будет. Кстати, «Силуэт» (он, как сразу подметили наблюдатели, сильно смахивает на Nissan Primera с фарами от Toyota Corolla) был разработан еще два года назад. Но поскольку конструкторы переключились на подготовку проекта Kalina, заложенная в «Силуэт» система мер безопасности успела устареть и в любом случае будет дорабатываться. Вместе с ней может измениться и внешний вид автомобиля.

О создании нового перспективного легкового автомобиля класса D на новой платформе сообщил на «Мотор-шоу» и гендиректор ГАЗа Алексей Баранцев. И хотя пока неясно, как он будет выглядеть (пока есть только перспективные разработки) и называться, г-н Баранцев сообщил, что появится автомобиль через два-три года и будет стоить до 10 тыс. долл. Ничего нового ГАЗ продемонстрировать не смог. Уже выставлявшийся внедорожник ГАЗ-3120 «Комбат» был перекрашен, но так и остался экспериментальным. Доработанный внедорожник ГАЗ-3106, выпуск которого запланирован только через два-три года, тоже уже был представлен публике. Роль «новинки» должна была сыграть модернизированная версия ГАЗ-3110, получившая новое название 31107 и новую заднюю часть (более длинную, с измененным наклоном заднего стекла и новой подвеской), но в остальном так и оставшаяся старой «Волгой».

Показательно отсутствие интереса к выставке со стороны иностранных концернов. Это означает, что у них нет уверенности в возможности расширения своего присутствия в России. Ведь сколько ни демонстрируй свою продукцию, это не поднимет на нее спрос, если для подавляющего большинства населения она не по карману. На фоне обещаний правительственных чиновников о приходе в Россию иностранных инвесторов (по словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, в этом году ожидается появление трех компаний) интерес к построению здесь сборочного производства проявили лишь иранские Saipa и Iran Khodro. Эти фирмы поставляют свою продукцию в страны Ближнего Востока, Армению и Азербайджан. Правда, по мнению наблюдателей, качество сборки потенциальных конкурентов вазовских машин Saipa 141 и Saipa Saba (стоимость 7,5--8 тыс. долл.) оставляет желать лучшего.

Из более известных автопроизводителей пока на российскую публику сделала ставку Skoda, чьи продажи здесь в прошлом году уменьшились на 45--30% (при том, что общий объем реализации иномарок вырос почти вдвое). А также корейские компании, решившие побороться за лидерство на российском рынке с японской Toyota. Так что все представленные экспонаты, которые вскоре появятся на наших дорогах, отличались сравнительно невысокой ценой. Впервые представленную в России Skoda Octavia II можно будет заказать уже в сентябре примерно за 16 тыс. долл. и выше (на 10% дороже Octavia I). Цена также впервые представленных россиянам (вскоре появятся в продаже) Kia Picanto и Kia Cerato составит 10 и 18 тыс. долл. соответственно. На внедорожник Hyundai Tucson, который стал по-настоящему единственной премьерой «Мотор-шоу», дилеры стали принимать заказы еще до открытия выставки. Его цена от 29,99 до 32,49 тыс. долларов.

Белой вороной на выставке смотрелся представленный дилером «Спортмобиль» британский суперкар TVR Tuscan, способный по своим характеристикам (разгон до 100 км/ч за 3,8 сек., максимальная скорость 320 км/ч) составить конкуренцию и Ferrari, и Lamborghini. И если на стендах Kia, Skoda и Hyundai любой желающий мог почувствовать себя владельцем выставляемых автомобилей, проверив их на прочность изнутри и снаружи, то трогать сияющего британца со съемным верхом стоимостью почти в 69 тыс. фунтов категорически запрещалось. Как уверяет дилер, появление в России TVR никакого отношения к смене владельца завода (в июле его приобрел сын банкира Александра Смоленского Николай) не имеет, но в Москве как раз месяц назад впервые появились всего две такие машины. Сколько с тех пор поступило заявок от россиян, держится в тайне, известно только, что от момента заказа до получения автомобиля проходит три месяца (в течение двух месяцев автомобиль изготавливается в Британии вручную).

Однако наиболее дорогостоящими экспонатами «Мотор-шоу» все же были ретро-автомобили. Самым «старшим» и к тому же ни разу не реставрировавшимся экспонатом стал Holsman 1902 года выпуска с работающими от керосина фарами, с наполнителем для сидений из конского волоса и поворотным рычагом вместо руля. А самым дорогим -- Mercedes Benz 540k 1935 года выпуска, который вплоть до 1938 года обслуживал гитлеровского министра пропаганды Йозефа Геббельса и был выкрашен по желанию владельца в вишневый цвет. Как заверил нынешний владелец автомобиля Дмитрий Ломаков (владеет музеем старинных авто), стоит он больше, чем все экспонаты ретро-выставки вместе взятые (то есть как минимум больше миллиона евро). А вот хозяин принадлежащего Леониду Брежневу Nissan Prezident 1973 года не скрывает, что давно пытается продать автомобиль «с историей» за 150 тыс. евро. Правда, как уверяет владелец Jaguar E-Type 1964 года выпуска, продать в России просто красивый автомобиль без истории намного проще. Дмитрий Ломаков сетует, что россияне считают раритетные авто не «старинными», а «старыми» и поэтому неинтересными.

Яна ГОДОВАНАЯ