|
|
N°155, 30 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спорткомплекс великой державы
Это очень правильно, что Россия в общекомандном зачете XXVIII летних Олимпийских игр заняла третье место после США и Китая. Потому что российскому спорту высших достижений предстоит делать выбор именно между американской и китайской моделью. Между двумя принципиально разными способами поддержания статуса великой спортивной державы, от какового мы едва ли откажемся.
В китайской модели большой спорт -- часть государственной идеологии. Там побеждать на Олимпиаде значит доказывать преимущества политической системы. Причем каждая такая победа спортсмена конвертируется в славу. В американской модели большой спорт -- часть общественного престижа и вид бизнеса. Там побеждать на Олимпиаде значит осуществлять "американскую мечту". Причем каждая такая победа конвертируется в деньги.
Проблема российского большого спорта состоит в том, что он застрял между китайской (читай: советской) и американской моделями. Мы уже не в состоянии сделать из спорта большую политику -- точнее, в состоянии только на словах. Мы еще не в состоянии превратить большой спорт в престижный бизнес.
Наши олимпийские чиновники по-прежнему пытаются извлечь из побед олимпийцев личную политическую выгоду, то есть приписать эти победы себе, чтобы быть ближе к власти и иметь возможность заниматься собственным бизнесом, используя эту близость. Основу нашего тренерского корпуса составляют люди, сформированные в советской системе, когда не надо было думать о материально-технической базе и личности спортсмена. Когда и спортсмены, и тренеры были "солдатами партии". Когда атлеты почти круглый год жили на сборах на казарменном положении и не могли зарабатывать себе на жизнь своим трудом, даже не имея официального статуса профессионалов.
Но времена изменились. Олимпийское движение превратилось в гигантскую корпорацию, точнее, в корпоративное государство. Пост главы национального Олимпийского комитета -- это одновременно и политическая, и менеджерская должность. Поэтому -- даже если отрешиться от чудовищного поведения нынешнего руководства Олимпийского комитета России, не защищающего интересы своих спортсменов, откровенно лгущего по поводу "чистоты" команды от допинга и тем самым подставляющего страну, -- нам надо в принципе менять тип руководителя ОКР.
Эту должность в современном мире не может занимать безвестный инструктор по горным лыжам безо всяких политических и менеджерских навыков с нулевым авторитетом среди спортивных чиновников и самих спортсменов. Главой Олимпийского комитета России должен стать великий спортсмен или талантливый менеджер. Только человек, которого будут уважать в олимпийском движении, сможет отстаивать интересы России в спорных ситуациях, которые все чаще возникают на Олимпиадах. Причем именно такой человек должен возглавлять олимпийское движение в России независимо от модели развития большого спорта, которую мы изберем.
Возврат к советско-китайской модели требует гигантских государственных затрат и серьезных ограничений для самих спортсменов. В частности, до сих пор практически все китайские спортсмены тренируются исключительно у себя дома, и возможности коммерциализации их таланта ограничиваются государством.
Американская модель потребует от спортивных чиновников умения привлечь крупный бизнес в качестве полноправного партнера, а не только разового спонсора. Если Россия не намерена отказываться от рыночной экономики и вновь переходить к широкомасштабному госрегулированию экономики, именно американская модель развития большого спорта выглядит для России предпочтительнее.
И уж точно власть не сможет помыкать тренерами и спортсменами как пешками. Уважение к личности атлета, участвующего в Олимпиаде, и наставника, готовящего этого атлета, отношение к этим людям как к профессионалам, а не к "человеческому материалу", помогающему выполнить чиновничий план по медалям, -- необходимое, хотя и недостаточное условие сохранения наших позиций в мировом спорте.
Россия пока остается великой спортивной державой. Спорт -- одна из немногих сфер, где мы реально сохранили этот статус. Но если этот спорткомплекс великой державы не будет подкреплен грамотной политической, экономической и человеческой организацией большого спорта, нынешнее третье место на Играх в Афинах покажется нашим потомкам невероятным успехом.
Семен Новопрудский