|
|
N°100, 08 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ничто не забыто
Виктор Геращенко знает, кто самый злостный его должник
Материальный интерес сближает даже самых непримиримых оппонентов. Председатель ЦБ Виктор Геращенко вчера поддержал президентского экономического советника Андрея Илларионова, одержимого идеей погашения российского внешнего долга с опережением графика. Творчески развив идею штатного критика нынешнего экономического курса (глава ЦБ величал вчера г-на Илларионова "экстремистом" и "начетчиком"), г-н Геращенко предложил Минфину побыстрее вернуть часть его валютной задолженности перед Центробанком.
Минфину, разумеется, категорически не нравятся новые инициативы г-на Геращенко. Прохладно отнеслись к ним и законодатели, которым в конечном счете и предстоит решать их судьбу в ходе бюджетного торга.
Г-н Геращенко, выступая вчера на банковском конгрессе в Петербурге, публично сообщил, что ЦБ категорически не устраивает существующий график погашения валютного долга правительства перед Банком России. По графику Минфин должен выплатить ЦБ 6,5 млрд долларов до 2007 года, причем основные платежи отнесены на самый конец этого периода. Центробанку эти деньги пригодятся гораздо раньше: в 2002--2003 годах ему нужно отдавать МВФ 2,8 млрд долларов, взятых летом 1998 года на поддержание курса рубля. Платить из своих золотовалютных резервов ЦБ не хочется.
У г-на Геращенко имеются и моральные, и экономические основания поторапливать своего крупнейшего должника. Кредит правительству на погашение внешнего долга выдавался после кризиса, когда Россия оказалась на грани дефолта по всем без исключения внешним обязательствам. С тех пор самочувствие федерального бюджета кардинально изменилось. Правительство не только полностью обслуживает внешний долг, но и умудрилось к началу мая накопить 150 млрд рублей с лишним (более 5 млрд долларов) на счетах в ЦБ. Поэтому Банк России резонно полагает, что задержка с выплатами -- это следствие не материальных затруднений, а нежелания Минфина платить.
Еще один аргумент в споре с исполнительной властью ЦБ получит во второй половине года, когда, по обещанию г-на Геращенко, будут опубликованы годовые отчеты Банка России за 1999--2000 годы, составленные по международным стандартам бухучета. Совокупный долг правительства перед ЦБ превышает 440 млрд рублей и практически не погашается. По международным стандартам, под активы подобного качества ЦБ обязан создавать внушительные запасы, и здесь ему остается уповать лишь на своего учредителя -- Российскую Федерацию (читай, правительство).
У Минфина своя логика. Несмотря на то, что утвержденное в арпеле совместное заявление правительства и ЦБ предполагает переоформление ценных бумаг Минфина, находящихся в портфеле Центробанка, в бумаги с рыночной процентной ставкой, высокопоставленный представитель Минфина, пожелавший сохранить анонимность, дал вчера понять, что ЦБ рассчитывать не на что. "О чем он (глава ЦБ) говорит? В 2003 году -- пик платежей по внешнему долгу". Ведомство, отвечающее за бюджет, не испытывает ни малейшего желания брать на себя дополнительные обязательства вдобавок к 18,5 млрд долларов, причитающихся в 2003 году иностранным кредиторам.
Дума тоже не склонна принимать близко к сердцу сетования ЦБ. Как сказал нашей газете председатель думского комитета по кредитным организациям Александр Шохин, в ближайшие годы долг правительства перед ЦБ будет обслуживаться по остаточному принципу. "Насколько я понимаю конструкцию бюджета-2002, у правительства другие приоритеты: сначала непроцентные расходы и выплаты по внешнему и рыночному внутреннему долгу, и только если хватит -- расчеты с ЦБ". К тому же он считает, что Банк России пытается усидеть на двух стульях. "Центробанк сохраняет 75-процентную норму продажи валютной выручки, объясняя это необходимостью платить по внешнему долгу, -- констатирует депутат. -- Пускай и не просит тогда помощи у правительства для погашения своих долгов".
Владимир ФЕДОРИН, Санкт-Петербург