|
|
N°100, 08 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американские горки Московского кинофестиваля
Организаторы ММКФ дуют на воду
Вчерашняя пресс-конференция XXIII Международного московского кинофестиваля, который пройдет с 21 по 30 июня, прошла на редкость благостно: президент фестиваля Никита Сергеевич Михалков не без успеха шутил, публика благодарно смеялась, а программный директор Кирилл Разлогов, как всегда, хитро улыбался, охотно делясь с журналистами информацией о конкурсе, но храня торжественное молчание о приглашенных звездах и хитах внеконкурсной программы.
Конкурс в этом году подобрался вполне приличный. Разлогов процитировал слова одного «уважаемого критика» о том, что в прошлом году конкурс был «похож на гладильную доску», и пообещал, что в этом «он скорее будет напоминать американские горки».
В программе есть и признанные классики (итальянец Этторе Скола со своим «Нечестным состязанием», в котором сыграли Диего Абатантуоно и Жерар Депардье), и фильмы менее опытных, но уже прославившихся режиссеров (триумфатор фестиваля Сандэнс Генри Бин с «Фанатиком»), и даже такая экзотика, как экспериментальный фильм для слепых (помимо диалогов, в фильме звучит закадровый голос, рассказывающий обо всем, что происходит на экране) венгерского режиссера Петера Тимара (картина так и называется -- «Слепые»).
Есть картины, более или менее удачно иллюстрирующие важные тенденции современного кинематографа: мода на иранское социальное кино («Под кожей города» Ракшан Бани Этемад), мультикультурализм (шведские «Стеклянные крылья» рассказывают об эмигрантах из третьего мира, пытающихся прижиться в благополучной Европе), возрождение североевропейской психологической драмы (норвежский «Детектор» и голландские «Дикие мидии»). Но главной гордостью, конечно, является «Реальный вымысел» культового южнокорейского режиссера Ким Кидука (его «Остров» был отмечен нашей газетой как один из самых интересных фильмов конкурса прошлогоднего Венецианского фестиваля).
Единственное, что могло придать пресс-конференции привкус сенсационности, -- отсутствие российской картины в конкурсе. Но организаторы предварили удар, заявив, что в конкурсе соревнуются не страны, а режиссеры, а картина российского автора Сергея Бодрова-старшего «Давай по-быстрому» (снятая в Америке на немецкие деньги с участием Дженнифер Джейсон Ли и Владимира Машкова) в программе фестиваля заявлена. Радикальный эксперимент Артура Аристакисяна «Место на земле» в конкурс не попал (его перехватил каннский «двухнедельник режиссеров»), зато займет почетное место в авторской программе Петра Шепотинника «Восемь с половиной фильмов».
Если все обещанные фильмы прибудут в Москву, если не будет проблем с таможней, если не «зависнут» картины, посланные дипломатической почтой, то фестиваль должен получиться на редкость аккуратным, ровным и достойным. И пусть метафора «американских горок» впредь будет применима лишь к разнообразию стилей и подходов, но не к организации фестиваля.
За несколько дней до начала XXIII ММКФ читайте на страницах нашей газеты подробный путеводитель по лучшим фильмам, которые можно будет посмотреть в Москве с 21 по 30 июня.
Алексей МЕДВЕДЕВ