|
|
N°100, 08 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспериментальный призыв
Государственный университет -- Высшая школа экономики (ВШЭ) -- первым из столичных вузов объявил о том, что признает результаты экспериментального единого государственного экзамена. Это значит, что выпускникам школ из регионов, где в этом году проходил эксперимент, для зачисления в вуз достаточно предоставить лишь оценки, полученные в ходе тестирования. Для «подопытных» абитуриентов выделили 60 бюджетных мест в рамках целевого набора. Соответствующее заявление сделал вчера ректор этого вуза и по совместительству главный идеолог реформы образования Ярослав Кузьминов. Как подтвердил научный руководитель ВШЭ, бывший министр экономики профессор Евгений Ясин, вуз стоял у истоков реформы и должен первым объявить о признании новых документов об образовании.
В этом году на эксперимент с единым госэкзаменом (ЕГЭ) согласилось всего 5 регионов: Якутия, Чувашия, Марий Эл, а также Самарская и Ростовская области. Причем единства по отношению к экзамену во всех этих регионах не наблюдалось. В Марий Эл, например, школьники по-новому сдают лишь математику, выпускники Самарской области -- только физику, в Чувашии все, кроме русского языка. Экспериментальные экзамены по всем дисциплинам проходят с 4 по 17 июня только в Якутии и в Ростове-на-Дону. Причем Ростов, как выяснил корреспондент газеты «Время новостей», подошел к эксперименту весьма осторожно.
Три месяца назад, когда участие региона было подтверждено приказом Минобразования, школьникам очень ненавязчиво сообщили, что они могут выбирать между обычными экзаменами и ЕГЭ. Из пяти обязательных выпускных экзаменов три разрешается сдать по-новому: в виде тестов и письменных заданий. Именно их результаты будут засчитываться при поступлении в вуз. «Мы были против предложения центра по проведению эксперимента сразу во всех наших школах и вузах, -- пояснил министр образования области Петр Тищенко. -- И делали предложение только тем, кто собирается поступать в Донской государственный технический университет (ДГТУ) и в Ростовский педагогический университет. Хотели вместе с ректорами и педагогами поработать над ограниченной группой учащихся, уточнить технологию проведения экзамена».
В итоге к концу мая желающих набралось 324 человека -- не только из самого Ростова-на-Дону, но и из сельских районов. Кстати, совершенно не подтвердилось предположение о том, что на тестирование согласятся только отличники. Больше оказалось как раз «середнячков». Примечательно, что поголовно отказались тестироваться ученики из элитных районов областного центра. По мнению руководителей ростовского минобразования, в них проживают в основном те, у кого вопросы поступления в вуз уже решены.
Первопроходцев торжественно встречали на ступеньках Донского технического университета, где и проводилось тестирование. Петр Тищенко коротко поздравил школьников с началом эксперимента и пригласил пройти в аудитории. Тут и начались первые проблемы: добровольцев оказалось больше, чем значилось в списках, -- четверо выпускников к большому удивлению оргкомитета явились на экзамен без предупреждения.
Объяснение этому нашлось быстро, а точнее, сразу после тестирования. Из бесед с юными экспериментаторами выяснилось, что они уже давно поняли, какие плюсы дают единые экзамены, по поводу которых больше года ломают копья идеологи российского образования. И дело даже не в том, что ЕГЭ упрощает (или по меньшей мере сокращает) экзаменационную сессию при поступлении в вуз. Ростовские школьники рассказали, что для них сдать несколько тестов легче, чем выдержать весь традиционный экзаменационный цикл в школе. Некоторые даже открыто признавались, что пришли не участвовать в эксперименте, а «косить». «Намного проще написать тест, чем сдать устный экзамен, -- убеждала корреспондента газеты «Время новостей» одна из выпускниц Татьяна Локтина. -- Ведь варианты ответов есть перед глазами». «В школе я учусь на «тройки» и на «четверки», не очень хорошо, а ЕГЭ сдавать спокойнее, -- говорил другой выпускник, Вячеслав Срабионян. -- Нам пообещали, что он будет проводиться мягко».
В итоге волновались испытуемые только во время инструктажа по заполнению бланков ответов перед 3-часовым экзаменом. Ведь тестовая часть экзамена будет проверяться компьютером, и любая помарка может превратиться в ошибку. А если школьник неправильно заполнит, скажем, графу «Имя», то вообще может лишиться аттестата. Спокойно большинство относилось и к тому, что не может выполнить какое-то задание. Мало кто морщил лоб над листком, и за час-полтора до окончания экзамена в дверь потянулась цепочка. «У меня были проблемы с частью «В», где были вопросы по грамматике и структуре русского языка, -- пожаловался один из участников, Сергей Яремченко. -- Ну, я все равно не знал, что писать, сделал остальное и спокойно ушел».
Невозмутимость школьников понятна. Еще в мае все первопроходцы узнали, что получат сразу два документа об образовании -- аттестат обычного образца и свидетельство о сдаче ЕГЭ с оценками по стобалльной шкале. Еще организаторы эксперимента пообещали, что в аттестате будет стоять оценка, складывающаяся из годовой и результатов ЕГЭ. Причем округление произведут в сторону более высокого балла. Иными словами, если учебный год ростовский школьник закончил на «отлично», а ЕГЭ полностью провалил, в итоговую запишут «Хор.». Сохранится и право поступать в любой вуз на общих основаниях. «Это щадящий режим, -- считает заведующая отделом контроля качества образования областного министерства и главный распорядитель ЕГЭ Людмила Иванова. -- Вообще-то ЕГЭ нельзя пересдавать, и в дальнейшем, конечно, таких послаблений не будет, но надо учитывать, что это первый раз».
В общем, организаторы волновались куда больше. Порой поведение педагогов напоминало настоящую панику: когда консультанты выбегали из классов и бросались в центр тестирования с простейшими вопросами. Министр образования Петр Тищенко объяснил причину учительских волнений тем, что такое «испытание» они проходят впервые. К тому же именно областным педагогам и отчитываться за эксперимент перед федеральным министерством. Тем не менее в следующем году область планирует расширить эксперимент: задействовать две трети ростовских вузов и призвать около 3 тысяч школьников.
Кирилл ВАСИЛЕНКО, Ростов-на-Дону--Москва