Время новостей
     N°153, 26 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2004
Все самолеты падают одинаково
Трагедия столкнула в небе две непохожие компании
Крушение двух самолетов вечером во вторник произошло с воздушными судами, базировавшимися в одном и том же аэропорту, вылетевшими с минимальным интервалом (менее часа), упавшими практически одновременно (с разницей в три минуты), но принадлежавшими очень разным по масштабу авиатранспортным предприятиям.

Компания «Сибирь», которой принадлежал Ту-154, упавший в Ростовской области, -- крупнейший авиаперевозчик на внутренних российских авиалиниях. Она была создана в 1992 году путем приватизации авиаотряда, базировавшегося в новосибирском аэропорту Толмачево. В 1998 году компанию приобрели структуры нынешнего гендиректора «Сибири» Владислава Филева. Сейчас крупнейшим акционером компании является его жена и первый заместитель Наталья Филева. На нее зарегистрирован пакет в размере 56,8664% акций (он находится в залоге у Сбербанка за кредит, выданный им авиакомпании). Парк «Сибири» насчитывает более 40 магистральных лайнеров, в том числе 11 Ил-86, два Ту-204-100 и два импортных А-310 производства европейского концерна Airbus. Самолетов Ту-154Б-2, однотипных тому, который разбился вечером во вторник, у компании было девять (теперь на один меньше).

Под руководством Филева «Сибирь» присоединила к себе несколько более мелких региональных авиакомпаний, превратив их в свои филиалы. Они действуют сейчас в Иркутске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле и Томске. Последнее по времени приобретение «Сибири» (в этом году) -- Челябинское авиапредприятие и его дочерняя компания «Энкор», зарегистрированная в Москве. Судебные разбирательства по следам этой сделки еще не завершены. В 2001 году «Сибирь» купила самолетный парк и маршруты одной из крупнейших на тот момент авиакомпаний России -- «Внуковских авиалиний». Именно эта сделка позволила «Сибири» стать номером один во внутрироссийском зачете и номером два -- с учетом международных перевозок (после «Аэрофлота»). Кроме того, «Сибирь» контролирует армянскую авиакомпанию Armavia.

За последние годы борта «Сибири» несколько раз попадали в серьезные авиапроисшествия. Самая крупная катастрофа произошла 4 октября 2001 года, когда Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, был по ошибке сбит над Черным морем украинской зенитной ракетой. Погибли 65 пассажиров и 12 членов экипажа.

Если бизнес «Сибири» в последнюю пятилетку шел только в гору, то у другой пострадавшей вчера фирмы дела и до катастрофы катились под уклон. Компания «Волга-авиа-экспресс» -- отдаленный потомок Волгоградского объединенного авиаотряда советских времен. В процессе приватизации и акционерных конфликтов самолетный парк компании уменьшился с трех десятков машин до двух штук, ряд ее начальников побывали за решеткой. Однако под разными названиями и разным руководством компания продолжала до минувшего трагического вторника обслуживать маршрут Волгоград--Москва. Вчера в московском представительстве компании «Волга-авиа-экспресс» сообщили, что продолжение воздушного сообщения по этому маршруту находится под вопросом. Разбившийся Ту-134 (бортовой номер РА 65086) был последним самолетом этой марки, остававшимся в собственности АО «Волга-авиа-экспресс».

Реформирование Волгоградского авиаотряда началось в 1992 году, когда он был разделен на два госпредприятия -- «Авиакомпанию «Волга-Эйр» и «Аэропорт Волгоград». В 1993 году «Волга-Эйр» акционировалась, а ее акции были проданы на ваучерном аукционе. В 1995 году компания перерегистрирована в АООТ «Авиакомпания Волга». Контрольный пакет ее акций принадлежал в тот момент двум братьям-предпринимателям Андрею и Сергею Самохиным.

В 1997 году принадлежавший «Авиакомпании Волга» парк самолетов Ан-2, использовавшихся в советские времена на сельхозработах, был передан государственному унитарному предприятию "Волгоград-Спецавиа". В том же году Андрей и Сергей Самохины вместе с гендиректором «Волги» Игорем Стрельцом зарегистрировали в офшорной зоне Калмыкии два предприятия -- «Альфа» и «Восток Плюс», в уставный капитал которых передали пассажирские самолеты Ту-134, Як-40 и Як-42, принадлежавшие авиакомпании. Эти две фирмы в свою очередь учредили новую авиакомпанию -- «Волга-авиа-экспресс». В 1998 году в отношении «Волги» была начата процедура наблюдения, а в 2001 году ее признали банкротом.

По мнению Волгоградской областной прокуратуры, в это время несколько менеджеров «Волги» совершили мошенничество, передав несколько самолетов другим авиакомпаниям в счет фиктивно созданной задолженности перед ними.

Про «Волгу-авиа-экспресс», взявшую на себя обслуживание рейса Волгоград--Москва, местная газета «Новые деловые вести» в феврале 2003 года опубликовала хвалебную статью под пророческим заголовком «Никто не сажает мягче волгоградских асов». Уже в июле того же года Волгоградская областная прокуратура возбудила уголовное дело по факту хищения у авиакомпании «Волга-авиа-экспресс» самолета Як-42. По этому делу были арестованы, среди прочих, президент «Волги-авиа-экспресс» Анатолий Гришин, бывшие гендиректор компании Игорь Стрелец и внешний управляющий ООО «Авиакомпания Волга» Виктор Лихарев. Весной 2004 года дело передано в суд.

До последней авиакатастрофы «Волга-авиа-экспресс» владела одним Ту-134 и одним Як-42, кроме того, она арендовала несколько подобных самолетов у других авиакомпаний. Предыдущее серьезное авиапроисшествие у «Волги-авиа-экспресс» произошло 30 января 2003 года. Самолет Як-42 этой компании, летевший из Москвы, при посадке в Волгограде был сдут с полосы порывом ветра. Никто из пассажиров не пострадал.

ВАШЕ МНЕНИЕ

Михаил КУКУШКИН