|
|
N°153, 26 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Совет Европы направит в Чечню "миссию присутствия"
Вчера стало известно, что Совет Европы и ОБСЕ не направят своих наблюдателей на выборы в Чечню в это воскресенье, так как эти выборы имеют «местное значение». Совет Европы делегирует в республику лишь «миссию присутствия» из семи человек. Их отчеты будет изучать уже новый генсек Совета Европы, англичанин Терри ДЭВИС, заступающий на этот пост 1 сентября. В июне ему отдали голоса 157 членов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), тогда как прежний генсек Вальтер Швиммер набрал 91 голос. Юрист по образованию, Терри Дэвис 28 лет был депутатом парламента Великобритании и 12 лет делегатом ПАСЕ.
-- На выборах президента Чечни в октябре 2003 года вообще не присутствовали представители Совета Европы. На нынешние выборы 29 августа все-таки решено послать делегацию...
-- Все материалы по этому вопросу находятся в ведении нынешнего генсека Вальтера Швиммера. Я сейчас занят тем, что закрываю свой офис в Великобритании и перебираюсь в Страсбург. Но если Совет Европы все-таки направит в Чечню миссию, то значит, г-н Швиммер решил, что с безопасностью там все в порядке. Но решал он, а не я.
-- Если говорить о Чечне, то не помогут ли установлению там мира переговоры с сепаратистами, с тем же Масхадовым или Басаевым?
-- В мировой практике есть примеры, когда переговоры с теми, кто был связан с террористами, помогали уладить дело, в том числе и в истории Великобритании. В Северной Ирландии террор применялся широко. Но, в конце концов, последовало Соглашение 1998 года, и состоялись переговоры между премьером Великобритании Тони Блэром и руководством политической партии "Шинн фейн", тесно связанной с "Ирландской революционной армией" (ИРА), которая совершенно точно является террористической организацией. О связи между "Шинн фейн" и террористами объявлялось много раз. Однако г-н Блэр решил, что в интересах мира следует вступить в переговоры с ее руководителями. Иногда переговоры с такими людьми помогают установлению мира. Не обязательно, но помогают.
-- Не вредит ли отношениям между Советом Европы и Россией дело чеченского сепаратиста Ахмеда Закаева, который нашел убежище в Лондоне? В Москве этим очень недовольны.
-- Я могу понять недовольство Москвы. Но Россия, вступив в Совет Европы, согласилась признать власть закона. Вопрос о возвращении Закаева в Россию решало не правительство, а независимый местный британский судья. Жители России, как и Великобритании, должны согласиться с тем, что судью нельзя инструктировать.
-- Совет Европы уделяет пристальное внимание соблюдению прав человека. Можно ли считать политическим дело ЮКОСа и Михаила Ходорковского?
-- Это дело беспокоит меня. Несколько месяцев назад я встречался с юристами, представляющими людей, причастных к этому делу. Тогда же, насколько я знаю, они встречались и с другими европейскими политиками. Я не готов сразу принять их точку зрения, но хочу выслушать обе стороны. Но я точно и не на стороне российского правительства. Главное же здесь, как работает суд в России. Суд должен быть независимым, действовать по закону и не получать инструкций от правительства. Мы видели, что происходило с делом ЮКОСа. Пока я не могу решить, политическое ли это дело. Мое мнение будет основано на аргументах обеих сторон.
-- Чтобы вступить в Евросоюз, страны-претенденты должны соблюдать определенные стандарты. Но в странах Балтии, по мнению России, не соблюдаются права русскоязычного меньшинства. А ведь эти страны 1 мая вступили в Евросоюз.
-- Совет Европы очень интересует положение русскоязычного меньшинства в странах Балтии. Ситуация с правами меньшинств в Литве, Латвии и Эстонии неодинакова. Наибольшие нарекания вызывает обращение с русскоязычным меньшинством в Латвии. Я занимался этим вопросом. В докладе Совета Европы латвийское правительство критикуют за то, что оно чинит препятствия представителям меньшинств, желающим стать гражданами Латвии. Помочь им стать гражданами страны, как это случилось в Литве, исключительно важно. В Латвии это сделать сложнее, там это занимает больше времени. Но для русскоязычных важно получить гражданство Латвии. Тогда они смогут осуществлять свое демократическое право и голосовать. И это окажет влияние на то, какой станет Латвия в будущем. Такова демократия. Предоставить гражданство русскоязычному меньшинству Латвии нелегко, но над этим надо работать.
-- Что вы думаете о демонстрациях фашистских организаций, которые проходят в Латвии?
-- Я впервые посетил Латвию в 1999 году. Там я беседовал с представителями русскоязычного меньшинства, которые явно были очень чувствительны в отношении таких демонстраций. Но, по их словам, они не видели в таких демонстрациях угрозы для себя. "Это шаркающие старики, -- говорили мне. -- Их бояться нечего. Есть вещи важнее". Я всегда был убежденным противником фашизма. Поэтому я следил, нет ли признаков того, что демонстрации ветеранов СС встречают поддержку со стороны латвийских политиков. Нельзя сказать, что власти поддерживают эти выступления, и это очень важно.
Беседовала Валентина КУЛЯБИНА