|
|
N°152, 25 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Письма, пропахшие бензином
Минэкономразвития и Минпромэнерго предлагают правительству меры по борьбе с высокими ценами на нефтепродукты
Почти три месяца понадобилось российским министерствам, чтобы выступить с предложениями о способах борьбы с постоянно растущими ценами на нефтепродукты. Еще в начале июля премьер-министр Михаил Фрадков поручил профильным ведомствам разобраться с ценами на бензин. Но только недавно в правительство были направлены два письма, в которых Минэкономразвития и Минпромэнерго делятся с кабинетом министра своими соображениями на эту тему. И если предложения ведомства Виктора Христенко носят совсем радикальный характер («введение дифференцированных таможенных пошлин на нефтепродукты, ограничение экспортных направлений путем установления пунктов таможенного оформления нефтепродуктов только в местах их производства, т.е. на НПЗ, и др.), то подчиненные Германа Грефа предлагают усилить конкуренцию и активизировать работу по созданию нефтепродуктовой биржи.
До сих пор эксперты указывали две причины роста цен на бензин и дизтопливо. Первая -- из-за роста мировых цен на нефть компании направляют больше сырья на экспорт, поэтому НПЗ сталкиваются с дефицитом сырья, соответственно, меньше вырабатывают нефтепродуктов, что и приводит к росту цены. Вторая -- сильная монополизация бензинового рынка. В своем послании специалисты из МЭРТ, которые рассматривали вопрос цен совместно с коллегами из Федеральной антимонопольной службы, отмечают, что «спрос внутреннего и внешнего рынков на основные виды нефтепродуктов был обеспечен ресурсами отечественного производства». Иными словами, дефицита не было.
Значит, дело в монополизации. Искоренить ее, считают в ведомстве г-на Грефа, можно исключительно усиливая конкуренцию. Поэтому в письме Михаилу Фрадкову предлагается развивать биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами, «повысить открытость торговли». В связи с этим, пишет Минэкономразвития, «требуется ускорить утверждение правительством Концепции формирования в Российской Федерации биржевого рынка нефти и нефтепродуктов (она внесена в Белый дом еще в феврале прошлого года и по неизвестным причинам находится без движения. -- Ред.)». Кроме того, МЭРТ предлагает «рассмотреть вопрос об осуществлении Федеральным агентством по государственным резервам дополнительных интервенций нефтепродуктов в регионах, где проводятся наиболее интенсивные сельскохозяйственные работы», и «рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять накопление запасов энергоресурсов в периоды, предшествующие интенсивному их потреблению по низким ценам с целью дальнейшего их использования в периоды пикового потребления, используя для этих целей хранилища нефти и нефтепродуктов, находящиеся в их собственности».
О том, что в России нет торговых площадок, на которых могла бы формироваться рыночная цена на нефть и нефтепродукты, говорилось неоднократно. Существовали даже концепции создания бирж (например, в Ханты-Мансийском автономной округе). В Екатеринбурге ее даже создали, однако нефтяники по понятным причинам туда не пришли. Летом прошлого года МЭРТ и МАП проводили совместные заседания и внесли в правительство новый вариант Концепции, но и она почему-то до сих не рассмотрена.
Возможно, письмо МЭРТ Михаилу Фрадкову в период, когда высокими цены на бензин озаботились лично министры, и сподвигнет правительство рассмотреть вопрос о создании бирж, однако, как считают эксперты, далеко не факт, что благодаря этой мере исчезнет монополизм. Видимо, поэтому Герман Греф на прошлой неделе и говорил о том, что сложно будет найти механизмы, способные регулировать ценообразование на бензиновом рынке.
Денис РЕБРОВ