|
|
N°153, 26 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
География-тоник
В Новом Манеже открылась выставка «Направление: Север. Направление: Юг»
Подобно большинству летних экспозиций, эта, устроенная галереей «Кино» в продолжение географического проекта «Восток-Запад-Север-Юг», больше всего напоминает «плезиры» усадеб эпохи рококо. Того времени, когда в садах били фонтаны-шутихи, спрятанные в елочках, беседочках, грибочках; когда щелкал механический соловей, когда искусственный грот на берегу пруда отражал в перламутровых раковинах подводное царство Нептуна, а на аллеях парка красовались скульптуры, олицетворяющие части света: Африку, Америку, Европу и Азию. Тогда топография поместья символизировала полную приключений «кругосветку»: направо пойдешь -- в Китай попадешь (павильон в стиле китайской пагоды с коллекцией фарфора); налево завернешь -- Италию найдешь (павильон во вкусе античного храма). Аллеи и каналы, боскеты и цветники -- параллели, меридианы, континенты и острова... Прогулка по вселенной на десятине пленяла и очаровывала. Она такая неопасная, красивая, приятная, игрушечная.
Подобную роскошно-рококошную «географию» в очередной раз теплым летним деньком предложили освоить нам в пространстве Нового Манежа. Большинство размещенных там аттрактивных инсталляций на тему живой природы ведет свою генеалогию именно что от садово-парковых кунштюков галантного века. Только визуальный язык немного другой. А идеи все те же: развлечь, расслабить, умилить. В одном зале катаются на колесиках движимые скрытыми механизмами алюминиевые айсберги Владимира Наседкина. Напротив сверкает электрическая конструкция Андрея Бартенева «Плюс-минус-плюс» с мигающими на разных ее концах значками «N» и «S». Развешано много фотоколлажей, погружающих в особое «атмосферическое нечто» с туманами, дождями, метелями, солнечными лучиками, шелестом дубрав и плеском волн (раньше это «чувство погоды» инсталлировали с помощью слюды на окошках, рощиц экзотических растений в кадках и инкрустаций стен редкими минералами).
За границами садово-парковой территории «Севера-Юга» оказываются работы мэтров российского нонконформизма: Игоря Вулоха, Франциско Инфанте, Ноны Горюновой. Их диалог с историей искусства архисерьезен и в формат прогулочной беседы (беседки) не вмещается. А идеальным «садовником», управляющим всем технологично устроенным заповедником оказался Леонид Тишков -- добродушный декоратор мира, кредо которого «отказ от деформирующей иронии и холодного взгляда наблюдателя». Его «северный» проект -- это видеоарт «Полярная звезда»: на глазах у зрителя руки творят на стекле морозные узоры волшебной красоты (потом выяснилось, что материалом снежных узоров и звездной пурги была соль обыкновенная). Его «южный» проект -- это кинетический объект «Цикады»: колышущиеся, на моторчиках, тростинки из коктейльных трубочек -- ненавязчивое напоминание, что райское наслаждение получаешь и от южной природы, и от свежевыжатых соков тропических фруктов.
Сергей ХАЧАТУРОВ