Время новостей
     N°153, 26 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2004
Надежда умирает последней
Сбор труппы музыкального театра прошел в отсутствие пропавшего балетмейстера
Труппа Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вот уже второй сезон начинает в чужом доме -- старое, обветшавшее здание театра разобрали, новое строится, его обещают сдать к следующему сентябрю. Музыкальный дает спектакли в Театре Армии, в театре Сац, на Новой сцене Большого и в РАМТе. Понятно, что театр, существующий в кочевых условиях (председатель столичного комитета по культуре Сергей Худяков, обращаясь к артистам, выразился изящно: "ну вы бомжуете", -- сказал он), живет в большей степени будущим временем -- временем, когда у него будет нормальная сцена. Тем не менее в этом сезоне планируются не только рядовые спектакли и выгодные гастроли (осенью оперная труппа едет на два месяца в Штаты, зимой балет порадует собой Лондон), но и премьеры. Правда, балетные планы сейчас под вопросом из-за странной (и скорее всего трагической) истории, приключившейся прошедшим летом.

Сбор труппы Музыкального театра начался с рассказа директора театра Владимира Урина об исчезновении главного балетмейстера театра Дмитрия Брянцева. В конце июня хореограф выехал по личным делам в Прагу (у него там был не связанный с танцами бизнес -- вроде бы гостиничный). 30 июня должен был вернуться, из театра отправили машину в аэропорт -- но шофер проездил зря, Брянцев не прилетел. В начале июля он должен был поехать с семьей в Турцию -- не появился и тогда. Директор театра начал искать балетмейстера и официально -- с помощью милиции, и частным порядком -- связываясь с общими знакомыми в Праге. Чешская полиция сообщила, что страну Брянцев не покидал; знакомые его видели в последний раз за два дня до планируемого отъезда. И все -- с тех пор никаких известий, полиция работает, результатов никаких.

Владимир Урин старался говорить о балетмейстере в настоящем времени (однажды все же сбившись на время прошедшее) и сообщил, что не теряет надежды, хотя "она становится все более и более призрачной". До выяснения всех обстоятельств дирекция не будет принимать никаких кадровых решений, а руководить балетом будет художественный совет. Он будет состоять из педагогов-репетиторов театра, возглавит его сам Урин, а его заместителем станет зав. балетной труппой Зураб Сахокия.

До отъезда в Прагу Брянцев успел провести черновые репетиции нового балета на музыку Рахманинова -- и директор выразил надежду, что в самом печальном случае работу смогут осенью довести до финала педагоги-репетиторы театра. Планировался в сезоне и "Пигмалион" -- сценическая версия фильма-балета "Галатея", прославившего Брянцева четверть века назад (вариации на тему "Моей прекрасной леди" тогда разыгрывали Марис Лиепа и Екатерина Максимова). Теперь "Пигмалион" не убран из планов (все та же надежда...), но отодвинут: после возвращения из Лондона балет приступит к репетициям "Спящей красавицы" (имя постановщика названо не было).

Если, надеясь на лучшее, все же предположить худшее, то создание худсовета выглядит разумным шагом -- и шагом не только временным. В России сейчас нет хореографа, что "потянул" бы управление этим достаточно мощным театром -- с сильной классической труппой и внятной авторской традицией. Поэтому, собственно говоря, "интендантская", "директорская" модель (пусть в русском, припорошенном худсоветом, ее изводе) выглядит самой обещающей для театра. Владимир Урин, регулярно организовывая фестивали современной хореографии, находится в курсе мировой художественной политики -- и если маршрут театра в решающем итоге будет определять он, Музыкальный может начать всерьез соперничать с Большим театром в балете.

В опере Музыкального, к счастью, никаких чрезвычайных происшествий не было. На сборе труппы был представлен новый главный дирижер -- юный Феликс Коробов, уже много работавший в театре. Главный режиссер Александр Титель рассказал о грядущих свершениях.

Премьера в сезоне будет одна -- в декабре споют Бетховена, "Фиделио". Это будет концертное исполнение, спектакль же сыграют уже в новом здании. (Титель сказал, что если с французской и итальянской музыкой в репертуаре дела обстоят неплохо, то "немецко-австрийского музыкального крыла" репертуар пока не имеет; выпускать премьеру будет немецкий дирижер Томас Зандерлинг.) С новостройкой связаны и дальнейшие планы -- так, на малой сцене будет "Гамлет" Владимира Кобекина, а на большой -- Моцарт, Cosi fan tutte. Но это все будет уже потом, когда ("если! если!" -- говорят суеверные театральные люди) театр будет сдан в срок и на День города в 2005 году откроется балетно-оперным гала. Пока что -- в сегодняшнем дне -- переезды с площадки на площадку, гастроли по России и миру и надежды на лучшее будущее.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец