Время новостей
     N°100, 08 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2001
Боевое танго
Экс-президент Аргентины арестован за контрабанду оружия
Экс-президент Аргентины Карлос Менем, один из самых знаменитых политиков Латинской Америки, арестован вчера в Буэнос-Айресе по обвинению в причастности к контрабанде оружием. Менем прибыл в суд, чтобы дать показания судье Хорхе Урсо, но покинул зал заседаний уже под конвоем. На прошлой неделе Менему запретили отправиться в заграничное свадебное путешествие -- две недели назад 70-летний экс-президент женился на 36-летней чилийской телеведущей Сесилии Болокко.

Скандал вокруг нелегальных поставок оружия в Хорватию и Эквадор в 1991--1995 годах начался в Аргентине уже давно, и следствие постепенно подбиралось к бывшему президенту. В начале апреля в Буэнос-Айресе был арестован бывший советник Менема и его шурин Эмир Йома, которого обвиняют в создании преступной группы по контрабанде оружия, затем за решеткой оказались бывший министр обороны Антонио Гонсалес и бывший командующий вооруженными силами Мартин Бальса. По делу также проходят еще один бывший министр обороны Оскар Камильон и экс-глава МИДа Гуидо Ди Телла. Прокурор Карлос Сторнелли настаивает на расследовании причастности к афере и нынешнего министра экономики Доминго Кавальо, занимавшего в ту пору этот же пост.

Нелегальные поставки оружия и боеприпасов осуществлялись на основании секретных указов, подписанных лично Менемом. Указ 1991 года разрешил поставки вооружений в Панаму, но товар был направлен в Хорватию в обход действующего в то время эмбарго ООН против участников балканского конфликта. Любопытно, что аргентинские военные входили тогда в состав миротворческого контингента ООН на Балканах.

Второй декрет от 1995 года позволил продать оружие Венесуэле (запроса на поставки оружия из Венесуэлы не было), но на самом деле оно поступило в Эквадор, который вел пограничную войну с Перу. В тот момент действовало введенное организацией американских государств эмбарго на поставки оружия воюющим сторонам, Аргентина, кроме того, являлась гарантом соблюдения мирных договоренностей между двумя конфликтующими сторонами. Кстати, эквадорцы, закупившие оружие в разгар боевых действий с Перу, обвиняют аргентинских партнеров в недобросовестности и продаже негодных винтовок и боеприпасов с истекшим сроком годности и в многократном завышении стоимости сделки.

Скандал разгорелся, когда на армейских складах обнаружилась значительная нехватка пушек, гаубиц и винтовок. Выяснилось, что прямо со складов вооружение поступало на государственную оружейную фабрику Fabricaciones Militares, где перед отправкой в Загреб и Кито с них сбивались отличительные знаки страны-производителя. По этому делу уже несколько лет провел в тюрьме бывший высокопоставленный чиновник администрации Менема, куратор Fabricaciones Militares Луис Сарленга, за это время он получил несколько угроз, стал свидетелем смерти ряда замешанных в деле лиц и стоически хранил молчание. Но во время недавнего допроса он не выдержал, разрыдался и начертил рукой в воздухе имя организатора нелегальной сделки -- Йома. «Я предатель, я предатель», -- повторял Сарленга, потом успокоился и, к изумлению следователей, сообщил, что утрясать формальности, связанные с прибытием в аэропорт Ezeiza в Буэнос-Айресе грузовых самолетов, которые везли нелегальный груз, помогал посол США в Аргентине Джеймс Чик. Судебные круги не исключают возможности привлечения Чика, который проживает сейчас в Арканзасе в качестве свидетеля. Как полагают в Аргентине, в деле могло быть замешано ЦРУ, стремившееся помочь Хорватии и Эквадору в обход международных эмбарго.

Карлос Менем настаивает на своей невиновности, утверждает, что оружие предназначалось Панаме и Венесуэле, называет эту сделку «в полной мере законной» и верит в невиновность Эмира Йомы. В свою очередь генерал Бальса, восемь лет командовавший вооруженными силами при Менеме, возлагает ответственность за аферу на прежний кабинет министров и утверждает, что Менем «или был плохо проинформирован, или обманут». Обвиняемым по делу грозит до 15 лет тюремного заключения. Экс-президент уверен, что суд во всем разберется и его очень скоро отпустят.

Андрей ЗЛОБИН