|
|
N°152, 25 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва за асбест
Европейский союз, Австралия и Чили ведут войну против строительной и горнодобывающей отраслей России
В ближайшее время по строительной и горнодобывающей отраслям России может быть нанесен сокрушительный удар. На сентябрь намечено очередное заседание Межправительственного переговорного комитета Роттердамской конвенции, регламентирующей правила торговли химическими веществами и пестицидами. На заседании будет обсуждаться возможность включения хризотил-асбеста (более известного как белый асбест) в черный список Роттердамской конвенции. В случае запрета Россия лишится возможности поставлять на экспорт свое сырье. А только по итогам 2003 года российские предприятия произвели конечной продукции на 18 млрд руб., 5,4 млрд руб. составили налоговые отчисления в бюджеты различных уровней. По сравнению с 2002 годом объем добычи хризотила увеличился на 45 тыс. тонн и превысил 1 млн тонн. Из них 468 тыс. тонн отправлено на экспорт.
В течение ста последних лет асбест активно использовался в строительстве. Кому не знакомы крыши из волнистого шифера или асбестоцементные трубы, которые используются при прокладке различных коммуникаций? Количество видов изделий, вырабатываемых из асбеста в чистом виде или в композиции с другими материалами, составляет более трех тысяч.
Формальным поводом для фактического запрета хризотил-асбеста является, по утверждениям инициаторов процедуры, его большая опасность для здоровья человека. Между тем асбест (от греческого asbestos -- неугасимый, неразрушимый) -- природный минерал, содержащийся в 2/3 земной коры. За счет своих исключительных природных свойств он входит в число наиболее используемых строительных материалов. Асбест очень прочен, не поддается коррозии, обладает отменной стойкостью к действию высоких температур, не проводит электричество, то есть является прекрасными изолятором. Устойчивость асбеста к загниванию, способность задерживать бактерии, вредные вещества и радиационное излучение используются при изготовлении промышленных и бытовых фильтров, а также в пищевой, атомной и фармацевтической промышленности.
Специалисты установили, что одна из разновидностей асбеста (амфибол) действительно опасна для здоровья человека. Согласно последним исследованиям, период полураспада волокон амфибола составляет 466 дней. При попадании на слизистую оболочку они могут вызвать раковые заболевания. Однако к основному предмету российского экспорта хризотил-асбесту это не имеет отношения. Было доказано, что период полураспада волокон хризотила составляет всего 14 дней. Хризотил достаточно быстро выводится из организма человека и не может стать причиной тяжелых заболеваний. Поэтому сегодня более 65 стран мира широко используют в своей индустрии асбестосодержащие материалы. В числе этих стран Канада, США, Япония, Китай, Мексика, Таиланд, Индия, Колумбия и ряд других. В США, например, асбестосодержащие плиты используют не только как кровлю или утеплитель, но и для внутренних работ и в виде межкомнатных перегородок. А уж как трепетно относятся к своему здоровью граждане этой страны, известно всем.
Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провели свои исследования опасности асбеста для здоровья человека. Выводы экспертов подтвердили лишь один запрет -- на амфиболовую группу асбестов. Для хризотила был определен порядок контролируемого использования при уровне одно волокно на один кубический сантиметр. Теперь эта норма соблюдается всеми производителями.
Выводы международных организаций подтвердил и швейцарский специалист-токсиколог Дэвид Бернштейн. Проведенное им исследование биологической стойкости хризотила доказало низкую активность этого материала. Более того, исследования Бернштейна развенчали и легенду о якобы безвредности «биологически чистых» заменителей асбеста, которые создаются на основе керамических волокон и целлюлозы.
Российские ученые на основании более чем полувекового опыта исследований утверждают, что контролируемое использование хризотила безопасно для здоровья человека. По мнению Николая Измерова, директора НИИ медицины труда Российской академии медицинских наук и участника экспертной группы по проблеме тотального запрета асбеста, процент заболеваний раком легких среди рабочих, занятых в асбестодобывающих и перерабатывающих производствах, в несколько раз ниже, чем в среднем в мире. Данные российского ученого подтвердили выводы Дэвида Бернштейна о том, что «экологически чистые» материалы, предлагаемые в качестве альтернативы асбесту, неизмеримо дольше сохраняются в организме человека и потому с большей долей вероятности могут вызывать патологические изменения.
Почему же вдруг возникла проблема вокруг хризотила? Дело в том, что многие страны не имеют своей сырьевой базы. Именно по этой причине европейские государства были вынуждены создавать искусственные аналоги хризотил-асбеста, которые обладали бы такими же уникальными свойствами. Исследования потребовали миллиардных вложений. В конце концов заменители были созданы. Правда, их стоимость превышает цену материалов из хризотила во много раз. Разумеется, сразу же возникла проблема сбыта.
В 1998 году при поддержке некоторых комитетов ООН была подготовлена Роттердамская конвенция о применении процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Она стала юридически обязательным документом для ратифицировавших ее стран. В настоящий момент конвенция регулирует использование 27 химических веществ и 15 пестицидов.
В начале 2002 года Европейский союз, Чили и Австралия, наладившие массовое производство альтернативных строительных материалов, предложили внести в запретный список конвенции все формы асбеста, включая хризотил. Однако на прошедшей в Женеве в прошлом году сессии Межправительственного переговорного комитета конвенции в процедуру предварительного обоснованного согласия, то есть фактического запрета, были включены все виды асбеста, кроме хризотила. Окончательное решение по белому асбесту было отложено до заседания комитета, которое намечено на 18 сентября 2004 года.
Самые крупные месторождения хризотила расположены в России, Казахстане и Канаде. На сегодняшний день в СНГ получают около 50% мирового объема хризотила. На долю Канады приходится 17% мирового рынка. Хризотиловая промышленность России и Казахстана насчитывает 60 добывающих и перерабатывающих предприятий, из которых 41 находится в нашей стране. Общее количество рабочих мест в отрасли составляет 48,5 тыс., а ежегодный объем товарной продукции -- 800 млн долл. В прямой зависимости от ее развития находятся около 500 тыс. граждан СНГ, из которых более 400 тыс. проживают в России.
Совокупные разведанные запасы хризотиловых руд в России и Казахстане оцениваются в 3079,6 млн тонн, что достаточно для 150 лет работы асбестовой промышленности. Понятно, что в случае применения процедуры «согласования на экспорт» хризотила экономикам обеих стран будет нанесен серьезный удар.
Хризотиловая ассоциация СНГ, объединяющая 45 предприятий и организаций семи стран, в июне 2004 года выступила с обращением к правительству России. В нем, в частности, говорится о необходимости подписать до сентября 2004 года Роттердамскую конвенцию. В противном случае Россия не сможет добиться исключения хризотил-асбеста из списка опасных материалов и потеряет оставшиеся международные рынки сбыта.
Специалисты отрасли считают, что антиасбестовая кампания, развернутая транснациональными производителями альтернативных строительных материалов, продиктована только соображениями материальной выгоды и носит характер экономической войны.
|