|
|
N°152, 25 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Волшебная колесница
Михаил Игнатьев сенсационно выиграл трековую велогонку по очкам
Вчера соревнования на олимпийском велотреке принесли нам две награды. Зная заранее состав полуфинальных пар в женском спринте, мы, естественно, предполагали, что место на пьедестале почета гарантированно займет или Тамилла Абасова, или Светлана Гранковская. Ведь полуфинал они разыгрывали между собой. Но вот победы 19-летнего велосипедиста Михаила Игнатьева в гонке по очкам на 160 кругов не ожидал никто. А он взял и завоевал чемпионский титул. Событие столь же удивительное и приятное, как и триумф нашей мужской четверки в академической гребле два дня назад. Абасова же, которая попала на Олимпиаду в самый последний момент, выиграла серебряную медаль.
Игнатьев захватил лидерство уже в середине дистанции. Маститые соперники поначалу его в расчет не принимали, наивно полагая, что юный россиянин скоро выдохнется. На пятом промежуточном финише (а они фиксируются каждые десять кругов) Игнатьев первым пересекает белую черту. И в это время его отрыв от основной группы гонщиков достигает одного круга, а значит, Михаил приплюсовывает в свою очковую копилку еще десять баллов. Игнатьеву достаточно просто продержаться среди лидеров, не сдавая позиции. Он вполне успешно это делает, а попытки конкурентов оторваться от него оказываются тщетными. Соперники просто проморгали смелый рывок россиянина, ведь он стартовал не в роли фаворита и даже не в ранге темной лошадки. Михаил был всего лишь одним из участников, которого не брали в расчет ни специалисты, ни болельщики. Отчаянно крутил педали всю вторую половину дистанции испанец Лланерас. Он выиграл три промежуточных финиша подряд, получив за каждый рывок по пять очков. Тем не менее догнать Игнатьева он не смог. Было уже поздно!
«Первая часть гонки оказалась крайне напряженной, -- сказал после финиша россиянин. -- Я не устал и почувствовал, что могу еще прибавить. Главное -- не сбавлять темп. Это у меня получилось. Примерно на 80--90-х кругах я почувствовал, что мне по силам сегодня выиграть. Когда все кончилось, долго не понимал -- неужели мне будут вручать золотую олимпийскую медаль?!»
Женский спринт на стадии плей-офф проводится до двух побед в заездах соперниц. Абасова превзошла более опытную Гранковскую, хотя в первом заезде уступила. Но затем выиграла два раза подряд и пробилась в финал. Там ей противостояла канадка Лори-Анн Мюнцер. Увы, на этом подвиги Абасовой прекратились, хотя даже «серебро» -- фантастический для 21-летней москвички результат. Ведь Тамилла на чемпионатах мира ни разу не пробивалась в призеры и находилась в тени наших именитых мастеров гонок на треке Ольги Слюсаревой и Светланы Гранковской.
Четвертьфинальная стадия женского спринта, проводившаяся накануне, достойна того, чтобы рассказать о ней отдельно -- из-за поистине фантастического сюжета и беспрецедентного сценария этой стадии соревнований. Четырехкратная чемпионка мира Светлана Гранковская в четвертьфинал пробилась с превеликим трудом -- через утешительный заезд. В первой стадии плей-офф ей предстояло бороться со своей подругой-соперницей белорусской Натальей Цилинской. Обе велосипедистки готовятся под руководством одного тренера -- виднейшего российского специалиста Станислава Соловьева. Причем этой парой круг подопечных Станислава Васильевича не ограничивается. Он же готовил серебряный афинский успех в женском гите китаянки Йонхуа Янг, и он же работает с литовкой Симоной Крупецкайте. В гите литовка была четвертой, а в спринте вышла на Абасову. Парадоксальность ситуации состояла в том, что с Абасовой работает другой специалист -- Гарий Геворков, который в Афины не приехал.
Дуэль Цилинская--Гранковская закончилась на удивление быстро. Температурившая два дня подряд россиянка настолько уверенно разобралась с соперницей, что Соловьеву пришлось потом долго отбиваться от наскоков белорусской прессы, недвусмысленно обвинявшей его, что результат этого поединка был расписан заранее.
«Вы не понимаете особенностей организма спортсмена, -- отметал Соловьев все обвинения. -- Света боролась с внутренней инфекцией. Над ней два дня колдовала вся российская врачебная бригада. Кроме того, сам организм спортсменки боролся с болезнью. Обостренный иммунитет, даже когда болезнь побеждена, продолжает некоторое время действовать. Поэтому стартуя «из-под болезни», атлет способен на очень высокий результат -- и никакие мои симпатии, антипатии и всякие там политические интересы здесь совершенно ни при чем». Куда более лихо закрученный сюжет имело противостояние Абасова--Крупецкайте. Когда в стартовом заезде россиянка, стартуя с первой позиции, уверенно победила, многим казалось, что эта дуэль, как и все остальные, завершится в двух раундах. Однако второй заезд принес поистине беспрецедентный результат -- фотофиниш, фиксирующий тысячные доли секунды, не смог выявить победительницу. То есть судьи сначала объявили, что выиграла литовка, но после протеста со стороны российской команды решили устроить перезаезд. История крупных трековых турниров подобных случаев не знала. Неподготовленным к нему оказалось и жюри. Возможно, арбитры надеялись, что в третьем заезде Абасова победит и четвертого не понадобиться. Но выиграла Крупецкайте. Победила она далеко не безупречно: выезжая за границу финишного коридора, перекрывая Тамилле локтем пространство для атаки. Но второй протест российской делегации остался без удовлетворения -- телекамеры выезда за коридор не зафиксировали, а эстонский арбитр на треке сделал вид, что ничего не произошло.
На стартовой площадке Абасова, как и полагается, появилась минут за пять до старта. Сидя на стуле, она ждала команды сесть в седло. А вот ее соперницы все не было. Вообще никого из литовской делегации не было: ни на треке, ни в боксе, ни на трибунах. Россиянка нервно кусала губы, не понимая, что происходит. Судьи тоже нервничали, теряя контроль над ситуацией. Спустя некоторое время на информационном табло появилась надпись, что Крупецкайте не вышла на старт. Во всех видах спорта это означает одно-единственное -- победа присуждается тому, кто явился к месту и времени соревнований. И в этот момент вся литовская делегация вдруг появилась и принялась что-то объяснять судьям. Как выяснилось, их якобы просто не проинформировали о том, что четвертый заезд состоится. Ведь во втором победу сначала присудили литовке, а в третьем она также выиграла. Вот прибалты и «решили», что Симона вышла в полуфинал, ушли с трека, а сама спортсменка в момент старта четвертого заезда вовсе «была в душе». Судьи понимали, что из них делают круглых дураков, но возразить по существу не могли ничего. Документа ведь не было, а в официальных правилах о четвертом заезде ни строчки, ни буквы.
Тут пришла пора вспылить Соловьеву. Вспомнив о родине, он отвел в сторонку Абасову и принялся ей что-то долго и спокойно объяснять. «Я посоветовал ей сразу занять первую позицию. Вираж на этом треке довольно пологий, и чтобы атаковать из-за спины, спортсмен должен быть на голову сильнее соперника. Крупецкайте же нисколько не мощнее Абасовой, так что пройти ее она ни на вираже, ни на прямой почти не имела шансов». Впрочем, Тамилла к этому времени находилась в таком состоянии, что в дополнительных настроях не нуждалась. Проявив характер и выдержку, она попросту уничтожила соперницу в решающем заезде, показав при этом лучшую скорость дня. А вчера Абасовой досталась настоящая награда за терпение и способность бороться в сложной ситуации -- первая в ее жизни олимпийская медаль.
Владимир ИЛЬИН, Афины