|
|
N°152, 25 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Байкал шампанского
Знаменитое озеро пытаются защищать с помощью светских тусовок и деликатного рэкета
Оригинальный способ привлечения спонсорских денег придумали организаторы Дня Байкала. Иркутским фирмам, имеющим в названии слово «Байкал», они разослали вежливые письма с реквизитами банка. Обращения заранее (примерно за полтора месяца до праздника) были доставлены лично в руки бизнесменам. Впрочем, такая предусмотрительность и заблаговременность не дали особых результатов: только 12 предприятий из 500 откликнулись на призыв общественности и согласились раскошелиться на День Байкала. В итоге бюджет мероприятия составил 120 тыс. руб.: 60 тыс. выделила мэрия, столько же спонсоры. По минимальным расчетам требовалось 150 тысяч.
Начальник отдела охраны окружающей среды комитета по делам горожан Иркутска Екатерина Бояркина рассказала "Времени новостей", что нынешний День Байкала -- шестой по счету. Первый состоялся в 1999-м -- после решения ЮНЕСКО включить Байкал в список объектов природного всемирного наследия. Тогда экологический праздник прошел во всех четырех субъектах Байкальского региона -- Бурятии, Иркутской и Читинской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
Однако из-за финансового дефицита размах торжеств, посвященных великому озеру, из года в год становился меньше. Наконец, в 2003 году иркутяне День Байкала просто не заметили. Многие даже решили, что его вообще отменили. Ничего странного. Как говорят организаторы, на 10 тыс. руб. (столько выкроил городской бюджет) не сильно-то разгуляешься. На эти деньги были куплены краски, кисти, альбомы и розданы детям, которые нарисовали множество картинок на тему «Я люблю Байкал». Некоторые владельцы иркутских магазинов и кафе развесили ребячьи художества в витринах.
В нынешнем году средств на День Байкала в госказне традиционно не оказалось. Первое заседание оргкомитета (кстати сказать, туда входят представители не только общественности, но и органов власти, а также коммерческих структур) началось с банального вопроса «где взять деньги». В процессе обсуждения пришла идея -- на праздник Байкала должны сброситься те, кто на нем делает деньги. А именно фирмы, имеющие в названии слово «Байкал». Организаторы тут же сочинили письмо.
Предприниматели по-разному отнеслись к столь корректному вымоганию денег. Одни сделали вид, что не поняли, другие предложили помочь, например, транспортом, полиграфической продукцией. Третьи (их большинство, и это преимущественно крупные компании) возмутились. Так, владелец фирмы, специализирующейся на экспорте леса, заявил "Времени новостей": «Это мне должны платить за то, что я рекламирую Байкал в 120 странах мира. Если будут настаивать, я скорее сменю название, чем пойду на попятную».
С одной стороны, такое отношение кажется циничным. Ведь эксплуатация бренда идет повсеместно. Слово «Байкал» в названии -- гарантия узнаваемости фирмы на мировом рынке. Ведь об озере с самыми большими запасами пресной воды наслышаны практически во всех странах. С другой -- никто не говорит бизнесменам, куда именно пойдут их "взносы". «Сметы расходов, как правило, общественные организации не предоставляют. Лишь благодарности. А вдруг мои деньги пошли кому-то в карман», -- негодует владелец сети АЗС. Смущает бизнесмена и тот факт, что в рамках Дня Байкала помимо светских тусовок (один из развлекательных клубов города устроил «Ночь Байкала», пригласив ансамбль горлового пения), показа фильмов на экологических темы, сбора мусора по берегам озера, «зеленые» поднимают и проблемы иного толка -- им, видите ли, нефтепровод мешает. Акция так и называется «Байкал дороже нефти». Здесь логика бизнесменов проста: мы деньги дадим, а потом нас же и раскритикуют.
Люди, имеющие стойкую нелюбовь к различным общественным экологическим организациям, но трепетно относящиеся к Байкалу, не видят в этом дне никакого толка для озера. В адрес организаторов выражаются не по-доброму: «Это чистой воды показуха перед ЮНЕСКО. Вот, мол, заботимся, спасаем».
По словам директора Лимнологического института Михаила Грачева, Байкал не от чего спасать, ему просто не надо мешать жить. Как заверяют специалисты института, опасения о том, что водоем находится на грани экологической катастрофы, сильно преувеличены. Биосистема озера имеет несколько степеней защиты и очистки.
Но организаторы Дня Байкала не сдаются. Во-первых, они решили «покорить» толстосумов. Те фирмы, которые откликнулись в этом году, щедро вознаграждены: их эмблемы красуются на парусах яхт, на которых, по задумке режиссера-постановщика праздничного действа, прибыл в гости к иркутянам сам Байкал. Во-вторых, направили обращение в российское правительство и Госдуму с просьбой все-таки не допустить прокладку нефтяной трубы по центральной -- самой заповедной -- зоне озера.
Наконец, в-третьих, среди горожан распространили открытки с изображением нерп, с призывом «Сохраним Байкал вместе!». Видимо, такие открытки-шпаргалки выпущены на тот случай, если отсутствие денег не позволит заявить о Дне Байкала более масштабно.
Анастасия ДАГАЕВА, Иркутск