Время новостей
     N°152, 25 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.08.2004
Дзержинский не имеет отношения к праву
ВС отказался рассматривать вопрос о памятнике чекисту номер один
Верховный суд постановил, что дело о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянской площади -- вопрос не юридический, а политический. Вчера кассационная коллегия ВС решила, что заявление некоей гражданки Лебедевой, которая уже три года добивается в судебных инстанциях возращения «железного Феликса» на прежнее место, не подлежит рассмотрению. Тем самым судьи предоставили право продолжить дискуссию о том, кто или что должно украшать Лубянскую площадь, депутатам Госдумы, Кремлю и мэрии Москвы.

"Реставратор" Лебедева хотела решить все по закону. Сначала она в Мосгорсуде атаковала постановление Моссовета от 22 августа 1991 года о демонтаже монумента Дзержинскому. Получив отказ, в 2001-м попыталась обжаловать его в Верховном суде -- и тоже безуспешно. А на этот раз она решила пойти методом от противного и по-иезуитски оспорить само решение советского правительства об установлении памятника, принятое 46 лет тому назад. Видимо, по мнению г-жи Лебедевой, признание постановления законным автоматически сделает «нелегальным» решение Моссовета, принятое на волне подавления августовского путча. Но 5 апреля 2004 года ВС оставил ее иск без движения, а во вторник Кассационная коллегия ВС определила, что иск и вовсе не подлежит рассмотрению.

Однако это не означает, что в споре о Дзержинском поставлена точка. История сноса этого памятника может затянуться так же, как и эпопея по его сооружению. Ведь впервые воздвигнуть монумент создателю ВЧК было решено еще в 1936 году. После войны к этому вопросу вернулись, решив, что памятник будет стоять на Лубянской площади на месте фонтана Ивана Витали, а в конкурсе на его сооружение победил скульптор Евгений Вучетич. Открытие монумента состоялось 20 декабря 1958 года.

33 года простоял "железный Феликс" (в действительности он был отлит из бронзы). 22 августа 1991 года москвичи, победившие путчистов, в порыве ненависти к своему прошлому были уже готовы броситься на штурм здания КГБ, но каким-то образом их внимание переключилось на чекиста номер один. А столичные власти, чтобы избежать жертв, решили сами «подвесить» Феликса. Снятый краном памятник бросили близ ЦДХ, где впоследствии был открыт Парк скульптур, самым знаменитым экспонатом которого стал Дзержинский.

В 1998 году с подачи лидера аграриев и бывшего чекиста Николая Харитонова Госдума приняла за основу проект постановления "О восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади в г. Москве". А спустя четыре года уже сам столичный мэр Юрий Лужков вдруг заявил, что "прекрасный монумент" надо восстановить, так как Дзержинский боролся с беспризорностью, восстанавливал железные дороги и поднимал народное хозяйство. Дискуссия разгорелась нешуточная. Либералы обрушились на мэра и предложили поставить на Лубянке мемориал в честь жертв красного и сталинского террора, а Алексей Митрофанов -- Юрию Андропову. Однако в январе 2003 года городская комиссия по монументальному искусству в очередной раз отказалась вернуть памятник на Лубянскую площадь. Но это, естественно, не означает, что вопрос не будет поднят вновь -- особенно если учесть, сколько сейчас во властных структурах выходцев из службы, созданной Феликсом Дзержинским.

«Памятники должны оставаться на местах»

Геннадий ГУДКОВ, член комитета Госдумы по безопасности, подполковник запаса ФСБ:

-- Лубянская площадь, безусловно, сильно проиграла с архитектурной точки зрения после сноса памятника Дзержинскому, хотя, как говорили в народе, это памятник, к которому нельзя подойти. Безусловно, туда просится какое-то сооружение. И пусть уж стоит Дзержинский, коли он там находился. Я считаю, что вне зависимости от той оценки, какую дает личности история, памятники должны оставаться на своих местах. Это варварство -- уничтожать монументы, хотя, конечно, не следует доводить эту мысль до абсурда -- что-то всегда меняется. Вот сносили памятники Ленину -- и многие дети сегодня даже не знают, кто это такой. Я не подписываюсь под политическими взглядами Ленина, но если мы не будем помнить о своих ошибках, то будем их повторять. Что касается самого Феликса Эдмундовича, то мне бы не хотелось говорить о его политических и моральных качествах. Но, безусловно, это одна из наиболее ярких фигур в области госбезопасности, вне зависимости от того, какому режиму он служил. При царе, например, был полковник Зубатов, начальник охранного отделения. Так вот для нас он всегда был авторитетным, талантливейшим контрразведчиком, точно так же, как и Дзержинский. К слову, те дела, которые он вел, лежат в архивах с пометкой "хранить вечно". Это уникальные дела, которые попали в учебники по госбезопасности всех стран мира.

«Разумнее восстановить фонтан»

Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы:

-- Дело не только в биографии самого Дзержинского, которая связана с ВЧК, бессудными расправами, гибелью людей, но и в тех обстоятельствах, при которых памятник был демонтирован. В 1991 году его снос воспринимался как торжество надежд людей, желавших для своей страны демократического будущего, возвращения в семью народов из-за "железного занавеса". Символично и то, что люди тогда не пошли громить здание КГБ, продемонстрировав тем самым свое отношение к насилию. Возвращение же памятника станет полным торжеством выходцев из органов госбезопасности, которые и без того уже столь триумфально взяли власть в стране, оккупировали ее. Последствия этого очевидны хотя бы потому, что эти люди признают не правосудие, а некую высшую целесообразность. Если же использовать аргументы сторонников реставрации памятника на прежнем месте -- мол, это часть истории, -- то тем более нельзя с ними согласиться. Ведь его демонтаж тоже был частью истории. На мой взгляд, разумнее всего было бы восстановить на Лубянской площади фонтан.

Юрий КОЛЕСОВ