|
|
N°151, 24 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Останки советской легенды
Исследователи обнаружили "Челюскина"
Россия может в самое ближайшее время подготовить достойный ответ Джеймсу Камерону с его «Титаником». Вчера стало известно, что исследователи северных широт обнаружили на дне Чукотского моря легендарное судно сталинских времен -- пароход «Челюскин». Об этом сообщил координатор проекта «Челюскин-70» Евгений Купавых. По его словам, останки корабля находятся на глубине 50 метров и именно в том расчетном районе, куда отправилась на днях поисковая экспедиция: в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. По словам г-на Купавых, водолазы и подводный робот TSL, который может погружаться на глубину до 6 км и самостоятельно совершать ряд операций, уже провели предварительное обследование бортов корабля.
Известие об обнаружении «Челюскина» пришло из порта Анадырь, откуда судно «Академик Лаврентьев», на котором находится экспедиция, отчалило 18 августа. Впрочем, подтверждений с борта «Академика Лаврентьева» пока не поступало -- сейчас связь с кораблем утеряна. «С самого начала подводных работ я неоднократно пытался связаться по спутниковому телефону с руководителем экспедиции Алексеем Михайловым, однако аппарат всегда отвечает, что абонент находится вне зоны действия сети», -- заявил г-н Купавых.
Напомним, что на борту «Академика Лаврентьева» находится интернациональная команда исследователей. Полярным дайверам из России, Швеции и Сингапура приходится работать почти без перерыва. Дважды в день водолазы погружаются в воду температурой минус один градус. Находясь на глубине 50 метров, они следят за работой подводного телеуправляемого робота TSL, который обычно используется в военных целях. Кроме того, на нем, как и на костюмах аквалангистов, установлены камеры, которые в режиме реального времени передают изображение «Челюскина» на экраны, установленные на борту корабля. Это первая в мире подводная видеосъемка и исследование в арктических условиях.
Однако экспедиция помимо научных наверняка преследует и политические цели -- российское государство, очевидно, не прочь обрести один из символов своего былого могущества и лишний раз напомнить о всенародной эпопее вызволения с дрейфующей льдины героев-челюскинцев. Совет Федерации даже отрядил на поиски легендарного корабля одного из своих членов -- сенатора от Приморского края Олега Кожемяко.
«Челюскин», построенный в Дании по спецзаказу советского правительства в 1933 году, прославился вовсе не как полярный корабль-исследователь. Для этого его век был весьма недолгим. Судно стало ярким примером того, как умело советская пропаганда могла превратить трагедию в кампанию всеобщего единения. Первая же попытка полярников пройти на «Челюскине» за одну навигацию по Северному морскому пути от Мурманска до Владивостока и обратно стала последней. Уже на обратном пути, когда «Челюскин» проходил через Берингов пролив, из-за неожиданной подвижки льдов пароход в буквальном смысле слова снесло назад в Чукотское море. Именно там и разыгралась трагедия, которая теперь описана во всех учебниках истории. 13 февраля 1934 года чудо-корабль, затертый льдами, затонул. Один человек погиб, еще 104 участника рейса во главе с Отто Шмидтом высадились на льдину. За спасением полярников с замиранием сердца следила вся страна. Летчики, вызволявшие людей со льдины, первыми в СССР получили звания Героя Советского Союза.
Естественно, мимо такой фактуры не могли пройти мастера советской кинопропаганды, и можно предположить, что обнаружение останков корабля даст новый импульс для творчества их современных последователей. Тем более что опыт Джеймса Камерона с его «Титаником», несколькими документальными телефильмами и организацией туров к месту крушения корабля показывает, что подобные исследования могут быть и вполне коммерчески успешными. Кстати, перед отплытием «Академика Лаврентьева» руководитель научной группы, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов честно признал, что из всех отснятых около найденного «Челюскина» видеоматериалов будет пока смонтирован документальный фильм, в котором ученые расскажут о всех подробностях крушения советского «Титаника».
Исследовательский век уникального для 30-х годов прошлого века "Челюскина" был недолгим -- судно погибло в первой же длительной экспедиции
Анна ШПАК