|
|
N°151, 24 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дивизия застрельщиков
Министерство обороны России намерено создать полевой НИИ для испытаний нового оружия
Министерство обороны России объявило вчера о планах создания дивизии специально для проведения исследований новых образцов военной техники и вооружения (ВВТ) Сухопутных войск, применения их в современном бою и отработки общевойсковой тактики.
К разработке проекта привлечены Генеральный штаб, главкомат Сухопутных войск и некоторые управления военного ведомства. Опытное соединение планируется создать на базе уже существующей мотострелковой дивизии с хорошей учебно-материальной базой и по-современному оборудованным общевойсковым полигоном.
Скорее всего предпочтут либо знаменитую «придворную» Таманскую дивизию, дислоцированную в подмосковном Алабине, либо 3-ю мотострелковую Вислинскую дивизию в поселке Мулино Нижегородской области. Там же, кстати, находится и Гороховецкий учебный центр Московского военного округа. Собственно, выбирать больше не из чего.
Новшество военного ведомства в экспертных кругах воспринято неоднозначно. Часть знающих военную специфику специалистов считает, что формирование специальной испытательной дивизии в то время, когда не хватает средств на полноценную боевую подготовку линейных частей, -- ненужная роскошь. В итоге вооруженные силы просто недосчитаются боеготовой дивизии, превращенной в полевой НИИ. Эта часть экспертов полагает, что достаточно испытаний на внутризаводских полигонах, как сейчас и делается. Там есть возможность довести до ума параметры стрельбы, форму гусениц бронетехники и даже доработать гироскопы.
В Советском Союзе, где не жалели денег на вооружение армии, не было опытного соединения, и образцы отдавали в войска. Причем в несколько частей сразу -- в зависимости от их дислокации: на север, юг, в среднюю полосу, горную местность (как правило, в Северо-Кавказский военный округ) и пустыню (в туркменский город Кушка на границе с Афганистаном). Сейчас, после глобальных сокращений, такой размах вряд ли возможен -- не в каждом географическом поясе есть подходящее подразделение для испытаний новой техники.
Сторонники создания экспериментальной дивизии ссылаются на опыт США -- там такое формирование существует давно и себя оправдало. Вице-президент Коллегии военных экспертов генерал Александр Владимиров даже провел историческую параллель. Перед штурмом французской линии Мажино войска рейха построили фрагмент точно такого же укрепрайона и отрабатывали его прорыв. В результате были внесены существенные коррективы в вооружение немецких танков, принципиально другой стала тактика штурма. Все это предопределило успех. Есть у России и собственный опыт -- учебные центры авиации, в которых новые машины сначала осваивают инструкторы, а потом обучают летчиков боевых частей.
Собеседник «Времени новостей» из главного штаба Сухопутных войск полагает, что экспериментальная дивизия, по примеру американцев, должна иметь совершенно иную структуру, отличную от обычной, линейной. То есть в ней должны быть подразделения, которые занимались бы отдельно бронетехникой, инженерными машинами, артиллерией, ракетами, связью, средствами радиоэлектронной борьбы и так далее. Кроме того, из базового лагеря придется возить технику на испытания, чтобы посмотреть, как она будет себя вести в различных климатических условиях и при разном рельефе местности.
Некоторые эксперты приписывают авторство идеи главе Федеральной службы по оборонному заказу Андрею Бельянинову. Совсем недавно он поделился планами «прибрать к рукам» военную приемку. Вполне возможно, что новая дивизия станет частью этой приемки, где помимо прочего будут проводиться и конкурсы однотипной техники различных производителей. Специалисты приводят пример из советской практики, когда на боевой машине пехоты была установлена гладкоствольная пушка только потому, что свою роль сыграло знакомство конструктора с власть имущими. И только спустя много лет, исходя из горького опыта войны в Афганистане, гладкоствольную пушку сменили на нарезную. Конкурсы на базе опытной дивизии позволят избежать подобных ошибок.
В любом случае создание опытного формирования -- впервые в российской военной истории -- означает, что руководство вооруженных сил готовится к поставке в войска уже не единичных образцов (их можно испытать на внутризаводских полигонах), а к массовым закупкам нового оружия. Этому способствует существенное (на 28%) увеличение средств на национальную оборону (в том числе и на гособоронзаказ) в проекте бюджета 2005 года, который либералы уже назвали милитаристским.
Кроме того, нынешняя минобороновская новинка, вопреки заявлениям Сергея Иванова об окончании военной реформы, говорит о продолжении преобразований внутри военного ведомства. Имеются в виду планы создания к началу следующего года на постоянной основе миротворческой бригады на территории Приволжско-Уральского военного округа, а также двух горных бригад на Северном Кавказе. Правда, во всех трех случаях речь идет пока лишь о планах.
Николай ПОРОСКОВ