|
|
N°151, 24 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасности объединенной безопасности
Объединение разведслужб, на котором настаивает независимая американская комиссия по расследованию терактов 11 сентября 2001 года, опасно. Отмечу, что госдепартамент США гораздо точнее, чем ЦРУ или министерство обороны, оценивал неприятности, что ждали нас в Ираке. Так что объединение может способствовать утаиванию правильного ответа. Разведка служит многим целям, и ее структуры служат этим целям по-разному. Объединенный же аппарат будет работать лишь на одну или немногие задачи.
Одна из задач разведки -- гражданская, это контроль над преступностью. Что включает сопоставление доказательств вины и невиновности. Этим занимаются полиция и прокурор, с одной стороны, и адвокаты -- с другой. ФБР, как часть борющихся с преступностью полицейских сил, ищет доказательства для предъявления суду в противовес данным адвоката. Объединение с ЦРУ или с системой донесений по дипломатическим каналам (а это уже относится к внешней политике) в корне подорвет работу ФБР. Мы превратимся в объект для расследования, словно мы все враги и заговорщики.
Мы уже убедились, как рискованно поручать допросы тех, кто подозревается в связях с повстанцами, военным, обученным собирать разведданные о войсках заведомого противника. Ведь это совсем не то же, что военная разведка. А вот данные, добытые ФБР, хотя могут и не обнаружить признаков подготовки теракта, но достаточно надежны, чтобы представить их на суде. В конце концов, у гражданина есть право требовать, чтобы его не посылали в тюрьму на основании кое-как собранных разведданных. Иначе на какие жертвы мы должны пойти, чтобы в гавань Нью-Йорка не вошел корабль со взрывчаткой?
Контроль над терроризмом -- сомнительное и темное занятие. Строгие полицейские процедуры, которые годятся для суда, не совсем здесь подходят.
ЦРУ нельзя управлять так, как ФБР, и у него не должно быть права отправлять граждан в тюрьму на основании данных, с которыми оно имеет дело. ЦРУ не могут руководить и военные. А военные без госдепартамента и его разведработы не в состоянии осознать, какой вред может быть нанесен, если США приобретут репутацию страны, которая применяет пытки.
Близка к этому и проблема контактов с зарубежными правительствами относительно организаций террористов и наркоторговцев. Важно иметь в другой стране людей из посольства, которые читают местные газеты, беседуют с дипломатами и способны взвесить вред (ведь иногда разведчики демонстрируют презрение тем принципам, что исповедует ООН) и пользу от работы разведки.
Сбор открытой информации, понимание ее контекста -- это работа, отличающаяся от шпионажа или полицейского расследования. Она требует множества людей, которые знают иностранные языки, общаются с иностранными коллегами. Управлять госдепартаментом так, словно это шпионская организация или полиция, означает катастрофу.
Комиссия по расследованию событий 11 сентября (создана осенью 2002 года. -- Ред.) представляет собой узконаправленную операцию по разведке. Она должна дать нам ответ на вопрос, как вычислить террористов и остановить их. Это важная задача. Но это не означает, что нам больше не нужна полиция для борьбы с преступностью или адвокаты. Или что нам не нужна военная разведка или люди, читающие газету "Монд", чтобы понять, почему французы так болезненно относятся к нашей политике.
Объединенная разведка может стать чересчур слаженной и направленной на одну цель. Как давно заметил Бертран Рассел (английский математик и философ XIX века. -- Ред.), если что-то кажется исключительно цельным, это или полностью хорошо, или полностью плохо. Мы можем догадаться, каково это будет, потому что располагаем опытом единства наших спецслужб в двух последних войнах, в Ираке и Афганистане. Мы, похоже, проиграли обе.
Разнообразие в комплектовании спецслужб -- одно из преимуществ демократии. По этой причине демократические страны в своей политике гораздо успешнее авторитарных. В рекомендациях комиссии преувеличивается полезность бюрократического порядка. Специализация различных разведслужб для решения различных задач -- лучшее из того, что мы можем сделать.
Автор -- профессор Северо-Западного университета в Чикаго, основоположник социологии экономических отношений и сложных организаций, -- для «Времени новостей»
Артур СТИНЧКОМ