Время новостей
     N°151, 24 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2004
Настоящая "Хиросима"
Россия не прошла допинг-контроль
Россия вновь оказалась поставщиком главного допингового скандала Олимпийских игр. На последней зимней Олимпиаде в американском Солт-Лейк-Сити два года назад российские спортивные чиновники устраивали истерические пресс-конференции, обвиняя Международный олимпийский комитет (МОК) в заговоре против наших спортсменов. В итоге две лучшие российские лыжницы Лариса Лазутина и Ольга Данилова попались на допинге, были лишены всех завоеванных медалей и дисквалифицированы. Перед Олимпиадой в Афинах президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев заявил, что на сей раз все спортсмены проверены на допинг и мы везем на Игры абсолютно "чистую" команду. Как оказалось, чиновник лгал.

Вчера МОК официально объявил, что победительница соревнований по толканию ядра у женщин россиянка Ирина Коржаненко исключена из Игр в Афинах и лишается завоеванной золотой медали за непрохождение допингового теста. Коржаненко обязана как можно быстрее вернуть представителям МОК свою награду и памятный диплом, а также сдать аккредитационную карточку и покинуть Олимпийскую деревню не позднее вторника.

Таким образом, у российской команды стало на одну медаль высшего достоинства меньше. Окончательно подтверждено наличие в организме Коржаненко следов анаболического стероида станозолола, позволяющего наращивать мышечную массу. Станозолол, как выразился руководитель антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России (ОКР) Николай Дурманов, это «дедушка» допинга. Данный препарат давно вышел «из моды» -- следовательно, распознавать его могут даже те лаборатории, которые не оснащены самым дорогостоящим и современным оборудованием.

Спрашивается, когда Ирина принимала запрещенные препараты? В период подготовки к Играм? Непосредственно перед отъездом в Афины или уже в олимпийской столице? Хотя сама спортсменка упорно утверждает, что с момента ее дисквалификации на зимнем чемпионате мира-1999 и близко не приближалась к станозололу и не понимает, каким образом следы препарата обнаружены в ее организме. В то, что она могла использовать допинг накануне Игр, не верится -- профессиональный и опытный спортсмен никогда на такое не пойдет.

Наиболее реальной кажется следующая версия. В преддверии Олимпиады все наши потенциальные участники Игр проходили тестирование в российской антидопинговой лаборатории, находящейся в московском районе Лефортово. Тех спортсменов, у кого допинг-проба дала положительный результат, просто «завернули» на дороге в Афины. Сообщения о трех пойманных на допинге атлетов руководитель этого центра Виталий Семенов уже озвучивал. Так вот, не исключено, что в лаборатории могли попросту упустить «грязный» тест Коржаненко. Г-н Семенов, кстати, давно говорил, что, по его опыту, самые проблемные виды спорта -- легкая и тяжелая атлетика. И действительно, первые российские допинговые скандалы на Олимпиаде связаны с представителями этих видов -- штангисткой Альбиной Хомич, не допущенной до старта по результатам внесоревновательного допинг-контроля, и Коржаненко.

Правда, даже если все дело в банальном "недосмотре", это ничуть не умаляет персональной вины российских олимпийских чиновников. Все лето президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев уверял, что Россия в Афинах избежит допинг-скандалов. «ОКР сделал все зависящее от него в этом вопросе, -- говорил Тягачев. -- Все руководители спортивных федераций и тренеры сборных подписали документ, согласно которому они будут нести личную ответственность, если их подопечных поймают на допинге». Правда, при этом глава ОКР добавлял: «Несмотря на принятые меры, мы ни от чего не застрахованы. Мы пользуемся пока нашей старой антидопинговой лабораторией».

На создание и оснащение этой лаборатории государством были потрачены миллионы долларов. По словам Семенова, сейчас каждая допинг-проба обходится в 150 долл. США. «Мы отвечаем только за свою работу. Гарантировать отсутствие допинг-скандалов не можем. Тест спортсмена у нас может быть отрицательным, но мы же не контролируем его дальнейшие действия», -- говорил Семенов. В то же время Николай Дурманов, познакомившийся в Афинах с подробными характеристиками теста Коржаненко, считает: «Маловероятно, что спортсменка принимала препарат в Афинах. Допинг-проба показала невысокое содержание станозолола». Кстати, Дурманов не исключает варианта возможной отставки со своего поста: «Мы были уверены, что везем на Игры «чистую» сборную, но здесь случилась настоящая «Хиросима». Будь в России независимая от бюрократов и федераций по видам спорта антидопинговая организация, мы могли бы работать эффективнее».

Видимо, профессор Дурманов имел в виду, что некоторые случаи обнаружения допинга у российских спортсменов сознательно замалчиваются и серьезных выводов из этих инцидентов не делается. Действительно, даже само вступление России во Всемирное антидопинговое агентство стало следствием нажима тогдашнего главы Госкомспорта Вячеслава Фетисова -- главного аппаратного противника Леонида Тягачева, не скрывающего своих натянутых отношений с главой ОКР.

Вчера руководители российского спорта ограничились минимальными комментариями по поводу происходящего. Конечно, можно сослаться на то, что и для них история с Коржаненко стала шоком. Жестко, хотя и не применительно к допинговому скандалу, выразился глава Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов: «За все, что происходит в Афинах, несет ответственность ОКР. Наше ведомство выполнило все взятые на себя перед спортсменами обязательства. Государство выделило на подготовку олимпийцев огромные деньги. Куда они потрачены? Какая отдача от вложенных средств? Федерации по видам спорта должны ответить на эти вопросы». Впрочем, и в этих словах -- скорее с трудом скрываемое злорадство по поводу прокола г-на Тягачева, которому после двух подряд откровенно проваленных российскими спортсменами Олимпиад будет крайне трудно удержаться на своем посту.

«Из-за дисквалификации Коржаненко обстановка в команде крайне нервозная, -- только и сказал президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев. -- Мы обязательно проведем расследование, как станозолол попал в организм Коржаненко». Главный тренер сборной Валерий Куличенко тоже не уверен в вине спортсменки: «Надо обязательно убедиться, что не произошло какой-то ошибки».

Безусловно, длительные разбирательства в этой запутанной истории еще предстоят. Однако России потерянную золотую медаль никто не вернет, а скандал с Коржаненко стал еще одним темным пятном на репутации нашего спорта. Беда в том, что российские спортивные чиновники, откровенно использующие Олимпиады как способ покрасоваться на главных состязаниях человечества, не несут ни малейшей персональной ответственности за тот непоправимый моральный урон, который наносят нашей стране эти допинговые скандалы. Легче всего валить вину на тренеров и спортсменов -- за "чистоту" команды должны отвечать те, кто везет ее на Олимпиаду. А то они только сочиняют нереалистичные планы по медалям. И ни за что не отвечают.

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ольга ЕРМОЛИНА, Илья ТРИСВЯТСКИЙ