Время новостей
     N°99, 07 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2001
Поддержанные автомобили
Президент одобрил повышение пошлин на иномарки
Вчера Владимир Путин провел совещание по вопросам развития отечественного автомобилестроения. Его итоги скоро отразятся практически на каждом жителе России. Автопромышленники смогли «пробить» решение о повышении пошлин на импорт подержанных иномарок. Взамен они обещали президенту улучшить качество выпускаемых автомобилей.

Тематику длившейся без малого 2,5 часа встречи в самом ее начале очертил Путин. Президент, как передает агентство Интерфакс, по-военному четко сформулировал «сверхзадачу» автопрома: снабжение населения "доступной по цене и хорошей по качеству отечественной техникой". "Нельзя мириться, когда выпускаются автомобили вчерашнего дня", -- сориентировал автопромышленников Путин. Но он тут же пролил бальзам на сердце бизнесменов, пообещав защищать внутренний авторынок.

По итогам встречи ее участники не скрывали удовлетворения. При том что все вопросы обсуждались, что называется, концептуально, автопромышленникам удалось получить добро президента практически на все свои просьбы. Хоть глава «Сибала» Олег Дерипаска и заявил вчера, что к президенту «никто не шел жаловаться», 1-й заместитель гендиректора «Северстали» Владимир Швецов заметил: «Нам удалось решить кучу проблем, которые тормозили развитие отрасли». Ему вторит замминистра промышленности Сергей Митин: «Мы хотели донести до президента необходимость системного подхода к проблемам автопрома, и нам это удалось».

Главный итог совещания: Путин санкционировал повышение ввозных таможенных пошлин на подержанные иномарки. Как сообщил нам Сергей Митин, предполагается ввести новую шкалу ввозных пошлин на иномарки. Она подразумевает разделение автомобилей на три категории (вместо существующих двух) в зависимости от возраста. Первую, как и раньше, составят новые машины (до трех лет), условия ввоза которых останутся без изменений. Во вторую категорию попадут автомобили возрастом от 3 до 7 лет. Стоимость их растаможки, по словам Митина, в среднем вырастет в 1,1--1,3 раза по сравнению с нынешним днем. Наконец в третью категорию попадут иномарки старше семи лет. Митин говорит, что размер увеличения пошлины на них не превысит 100%. Иными словами, если сейчас при таможенной очистке ввозимого авто платится порядка 50% от ее стоимости, то теперь пошлина будет равна цене автомобиля.

Позиция представителей автопрома понятна. В 2006 году в Европе вступят в силу новые правила, согласно которым утилизация автомобилей будет возложена на их производителей. Как только такое решение будет принято, цены на подержанные иномарки рухнут, что резко увеличит их конкурентоспособность на российском рынке. Между тем, по данным, которые привел на совещании вице-премьер Илья Клебанов, объем отечественного рынка автомобилей и запчастей составил 12 млрд долл. и к 2007 году вырастет до 16 млрд долл. Разумеется, и государство, и бизнес заинтересованы в том, чтобы эти деньги остались в России.

Вместе с тем, как говорит г-н Швецов, президент интересовался, смогут ли отечественные предприятия заполнить образовавшийся вакуум. В ответ представители Минпромнауки, анализировавшие бизнес-планы автозаводов, заверили Путина, что потребности внутреннего рынка удовлетворены будут. Предполагается, что до 2006 года в России на 300 тысяч штук увеличится выпуск легковых автомобилей.

Затронули бизнесмены и сугубо профессиональные вопросы. Владимир Каданников говорил о плохой интеграции автозаводов с поставщиками. Алексей Мордашов -- об отсталом производстве автокомпонентов. Олег Дерипаска, заявив, что в отрасль необходимо инвестировать не менее 500 млн долл., предложил государству предоставлять гарантии при привлечении кредитов.

В итоге было решено сделать нулевую ставку ввозной пошлины на те автокомпоненты, которые не производятся в настоящее время в России. Вместе с тем предполагается разработать механизм, который бы способствовал строительству мощностей по выпуску таких комплектующих в самой России. Идея Дерипаски о предоставлении госгарантий была зарублена замминистра финансов Алексеем Улюкаевым, что называется, на корню. Вместе с тем последний заявил, что Минфин готов рассмотреть возможность оказания содействия предприятиям автопрома в привлечении кредитов госбанков. Кроме того, Улюкаев порадовал собравшихся сообщением о том, что в проекте бюджета-2002 будет предусмотрено выделение средств на содержание соцкультбыта, висящего сейчас на плечах предприятий.

Также, как говорит Швецов, Путин рекомендовал правительству активней использовать существующие механизмы, дающие предприятиям реструктурировать бюджетные долги, накопленные в предыдущие годы.

Наконец еще одно важное решение, которое было принято по итогам совещания. Контрольный пакет «АвтоВАЗа», находящийся в залоге у государства, будет отдан заводу с тем, чтобы использовать его для привлечения инвестиций. Конкретный механизм передачи, как говорит Митин, пока не разработан. Но, по его словам, правительство собирается детально оговорить обязательства «АвтоВАЗа» по распоряжению этим пакетом.

Если все, о чем договорились на совещании, будет реализовано, российский автопром получит реальный шанс для рывка вперед. «Если мы выполним заявленные программы, то сможем реально вытеснить подержанные иномарки с рынка», -- говорит Швецов. Вопрос только в том, воспользуется ли российский автопром данным ему шансом.

СПРАВКА

Участники совещания: вице-премьер Илья Клебанов, глава МНС Геннадий Букаев, руководитель Минэкономразвития Герман Греф, министр промышленности Александр Дондуков, его зам. Сергей Митин, председатель ГТК Михаил Ванин, его зам. Алексей Каульбарс, председатель Госкомстата Геннадий Воронин, первый замминистра финансов Алексей Улюкаев, начальник экономического управления президента Антон Данилов-Данильян, начальник Главного управления Госинспекции безопасности дорожного движения МВД Владимир Федоров, полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, губернатор Самарской области Константин Титов, гендиректор государственного научного центра "НАМИ" Алексей Ипатов.

От бизнеса во встрече участвовали президент ИПГ "Сибал" Олег Дерипаска, гендиректор ГАЗа Виктор Беляев, гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов, его первый зам Владимир Швецов, председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников, гендиректор КамАЗа Иван Костин, гендиректор "Ижмаш-Авто" Владимир Городецкий и его зам Рустем Шиянов.

Дмитрий СИМАКОВ